Цены на Московском НПЗ (снабжает бензином половину столичного региона) снова поднялись на 500 рублей за тонну по всем видам топлива. Тонна Аи-95 будет стоить 34 500 руб., дизеля — 31 700 руб. Однако, по утверждениям участников рынка, помимо «своих» сетей завод нефтепродукты никому не отпускает. В «Газпром Нефти» (владелец МНПЗ) эту ситуацию никак не комментируют, ограничиваясь уведомлениями об аккумулировании топлива для подготовки к ремонту МНПЗ.
Стоит напомнить, что ремонт начнется 21 сентября и продлится 2 месяца — необычайно долго, по сравнению с обычными одной-двухнедельными остановками.
Тем временем реальные цены — на бирже и у оптовых трейдеров — растут с опережением в 2,5–3 тыс. руб./т бензина. Купить тонну Аи-95 АЗС во вторник могли примерно по 38 тыс. руб. Если пересчитать на литр, АЗС получала литр по 29,26 рублей. Судя по данным Московской топливной ассоциации, в рознице на прошлой неделе торговали в среднем на 50 коп. дороже.
Для выживания АЗС необходимо поддерживать маржу минимум в 10%. Отсрочка в росте цен может объясняться запасами топлива у некоторых сетей. Лаг обычно составляет около двух недель. Так что к концу сентября московские водители, скорее всего, увидят на ценниках: Аи-95 — 32 руб./л.
Аналогичная ситуация ждет и дизтопливо. Вчера его можно было купить по 27,4 руб./л в опте. Дальше цены расти вряд ли будут, говорят эксперты, но напоминают, что с конца октября — начала ноября нефтяники начинают гнать зимний дизель, который, как правило, на 1,5–2 руб. дороже. В итоге будет получаться все те же 32 руб./л.
При этом заправки некоторых вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) так цены заламывать не могут. Они находятся под бдительным присмотром Минэнерго и ФАС, которые рапортуют о том, что дефицита топлива в столичном регионе не наблюдается. «Остается только подъезжать на бензовозе к заправкам ВИНКов, покупать у них все что есть, да еще со скидкой, и продавать у себя», — сетует представитель одной независимой московской сети заправок.
Сложившуюся ситуацию, когда оптовые цены в отдельных случаях превышают розничные, он называет беспрецедентной и намекает, что регуляторам стоило бы предпринять какие-либо меры.
История показывает, что ВИНКи, как правило, поднимают цены через некоторое время вслед за независимыми сетями, после согласования с властями. Аргументы при переговорах они, судя по всему, используют все те же: рыночная конъюнктура.
Таким образом, Россия вскоре попадет в круг стран, где на среднемесячную зарплату можно купить менее 1000 литров бензина. Из крупных нефтедобывающих стран подобным может «похвастаться» лишь Китай (см. таблицу). Но там этот показатель из года в год растет.