Рано или поздно все перевозчики (авиация, железные дороги, наземный транспорт) сталкиваются с одной и той же проблемой — надо модернизировать систему сбора доходов. С ростом пассажиропотока одних касс начинает не хватать. Да и не всегда клиентам удобно покупать билеты в небольших окошках при входе. Разные организации одну и ту же задачу решают по-своему. Кто-то подключает к работе Интернет и принимает оплату виртуально. Кто-то устанавливает автоматы по продаже билетов.
Но есть и исключения, когда к вопросу перевозки людей подключаются не транспортные организации, а, казалось бы, совершенно посторонние структуры. Вот об этом мы сейчас и поговорим.
Столичный метрополитен и «Мосгортранс» активно используют бесконтактные билеты. Фактически карточки представляют собой небольшой чип, на котором содержится информация о том, что пассажир заплатил за определенное количество поездок. Основополагающий принцип действия банковских карт такой же. Человек, предъявляя «пластик», как бы доказывает свою платежеспособность. Компьютер кассира связывается с банком и получает подтверждение, что на счете клиента есть деньги.
Технические проблемы — единственное, что мешает объединить банковские и транспортные карты. Первые хранят информацию на магнитной полосе, вторые — на специальном кристалле. Но и это теперь не проблема. Кредитные организации начали выпуск карт с двумя носителями данных. За комментариями мы обратились в «Банк Москвы».
— Мы ввели новый продукт под названием «Мой проездной», — говорит вице-президент, директор департамента розничных продуктов «Банка Москвы» Наталья Коновалова. — Речь идет о картах с расширенным функционалом. Во-первых, они будут работать как обычный банковский «пластик». С их помощью можно будет совершать покупки в магазинах и расплачиваться в ресторанах. Но кроме этого карты будут работать и универсальным проездным билетом, действующим как в метрополитене, так и в наземном столичном транспорте. Новая карта будет выпускаться в рамках зарплатных проектов. При желании подать заявку на ее оформление сможет любой желающий, но уже в формате не дебетовой, а кредитной карты. Выдача карт осуществляется в любом офисе «Банка Москвы» в Москве и Подмосковье.
Никаких ограничений в пополнении баланса нет: деньги на проездной можно перевести в кассах банка, в терминалах самообслуживания и через Интернет. Если же новая карта базируется на зарплатном счете, то получить карту проще простого. Работодатель сам каждый месяц будет пополнять баланс вашей карты.
— Сумма оплаты за проезд будет определяться по итогам месяца, исходя из количества совершенных поездок, — говорит г-жа Коновалова. — То есть, чем чаще наш клиент ездит на общественном транспорте, используя для оплаты проезда карту «Мой проездной», тем дешевле выходит итоговая стоимость каждой поездки. 1-я поездка стоит 28 рублей, 35-я — 22,63 рубля, а 70-я — 17,57 руб. 71-я поездка и далее — 24,43 рубля. Списание денежных средств в пользу каждого из транспортных операторов происходит автоматически, один раз в месяц. Это очень удобно — держателю карты не надо совершать никаких дополнительных действий, за исключением своевременного пополнения платежного баланса своей карты.
Стоимость разовой поездки по банковской карте и по билету, купленному в кассе, не различается. Тарифы установлены «Мосгортрансом» и метрополитеном и едины для всех пассажиров. Но надо учесть, что кредитная организация взимает ежемесячную комиссию за пользование транспортным приложением. Делается это, правда, только в том случае, когда клиент воспользовался «пластиком» для оплаты проезда. Если человек улетел в командировку или сидел на даче и за отчетный период не было куплено ни одной поездки, комиссия взиматься не будет.
Первое очевидное преимущество транспортной карты — не нужно стоять в очередях. Начало месяца не застигнет вас врасплох и не заставит 20 минут, а то и больше стоять в очереди к кассе. Второе, о чем стоит упомянуть, это безопасность. Сейчас пассажир, покупая билет, должен следить за ним. Потеряешь — никто не вернет стоимость оплаченных поездок. Особенно обидно лишиться месячного проездного, купленного больше чем за 1,5 тысячи рублей. С банковской картой такой проблемы нет. Утерянную можно заблокировать и получить новую. Деньги никуда не пропадают. Есть возможность следить за балансом счета через Интернет или при помощи sms-уведомлений.
Более того, количество поездок ничем не ограничено. Время между проходами с использованием карты в метро не лимитируется, а в наземном транспорте сведено к минимуму — 3 минуты.
Хотя при покупке годового проездного на метро или автобус одна поездка все-таки обходится дешевле, чем по карте, при этом пассажиру разово приходится выложить кругленькую сумму. А от возможной потери человек никак не застрахован. Раньше говорилось о том, что проезд на метро можно будет оплачивать при помощи мобильного. Осуществляться такая услуга будет с помощью NFC-технологий (sim-карта подвергается модернизации), а деньги будут списываться прямо с телефонного счета. Увы, пока задумка пока не реализована. Эксперименты показали, что «симка» получается слишком дорогой и работает нестабильно.
Поэтому, похоже, банковские карты с транспортным функционалом в обозримом будущем останутся безальтернативным вариантом единого билета на все виды транспорта.