Ситуация действительно сложилась удручающая, если не сказать патовая. Один из участников слушаний в Общественной палате, глава российского представительства компании Stora Enso Сеппо Ниеми с тревогой подытожил: «Создается впечатление, что поезд уже ушел!» Но при этом предупредил, что власти Евросоюза и секретариат ВТО в курсе того, что Россия грубо нарушила правила международной торговли.
Как же это могло произойти? Суть противостояния, с одной стороны, российских переговорщиков, а с другой — обиженных полиграфистов и оптовых поставщиков мелованной бумаги в том, что последние весь свой бизнес рассчитали, исходя из импортной пошлины в 5%, а неожиданно получили все 15%. При этом 5% были взяты отнюдь не с потолка, а из Протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации, который после окончания переговоров с этой организацией был опубликован на сайте Минэкономразвития в декабре прошлого года (21 июля 2012 года президент Владимир Путин подписал закон № 126-ФЗ, ратифицировавший Протокол).
Однако 16 июля этого года Совет Евразийской экономической комиссии (высший исполнительный орган единого экономического пространства и Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии) утвердил единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ЕТТ) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, в которых на мелованную бумагу и картон выставили не 5%, договоренных с ВТО, а — 15%. Между тем Евразийская экономическая комиссия, так же как и российское правительство, обязана следовать в первую очередь не внутренним, а международным обязательствам. То есть ВТО выше Таможенного союза, а не наоборот.
Ошеломленные участники полиграфического рынка направили в Минэкономразвития недоуменное письмо. В нем наглядно было показано, что полиграфическая отрасль практически целиком зависит от импорта мелованной бумаги. В 2010 году на него, кстати, снизили пошлину до 5% с 15%. В результате только в 2011 году в Россию для печати было возвращено 70 тыс. тонн издательской продукции. Мелованные бумаги и картоны занимают в себестоимости полиграфического производства 65–70%. Так что цена вопроса налицо.
Лоббирование же 15% пошлины принесет пользу лишь одному производителю бумаги в России. Но, по расчетам участников рынка, ему удастся в лучшем случае покрыть внутренние потребности максимум на 15%. А так как бумажный рынок растет, то новый товар легко будет съеден и без излишнего протекционизма.
Но пока официальных ответов от Миэкономразвития не поступало. Хотя прошло уже больше месяца. Поддержку полиграфисты нашли пока только в Минкомсвязи.
Впрочем, в четверг на слушаниях в Общественной палате замначальника отдела товаров департамента торговых переговоров Минэкономразвития Станислав Георгиевский объяснил игры с пошлинами всего лишь «технической ошибкой. Дело в том, что переговоры с ВТО шли 18 лет. За этот долгий срок коды ТН ВЭД менялись несколько раз. Вот и произошла накладка. И вместо 5% надо читать 15%. Ошибка была замечена переговорщиками еще весной, и сейчас с ВТО уже ведутся консультации о том, как ее исправить. Правила ВТО в исключительных случаях это позволяют. Впрочем, придется переговариваться несколько лет, так как помимо секретариата ВТО в них примут участие и ряд стран — членов ВТО, с которыми, собственно, размер пошлины и обсуждался.
Выход из ситуации, по мнению чиновника, послать запрос о снижении пошлины в рабочую группу правительственной подкомиссии по тарифам. Вероятно, она сможет быстро разобраться со скандальными пошлинами.
Однако остальным участникам слушаний этого показалось мало. Было предложено в первую очередь восстановить «попранный закон» — Протокол о вступлении в ВТО — и срочно вернуть 5%, а потом уже вести мировые переговоры.
Точку поставил Павел Гусев: «Будет опубликовано заявление Комиссии ОП с категорическим требованием разрешить сложившуюся ситуацию. Также будут отправлены письма президенту, а также, вероятно, премьеру и министру экономического развития». Но помимо жестких мер предусмотрен и компромисс — после заседания комиссии ОП начала создаваться совместная рабочая группа из чиновников и участников бумажного рынка.