«Сегодня цены на зерно достаточно близки к уровням, после которых могут начаться государственные интервенции на рынок», — заявил Аркадий Дворкович, уточнив лишь, что они могут достигнуть почти 5 млн. тонн зерна. Он так же заверил аграриев, что к запрету на экспорт зерна, который мог значительно ударить по рентабельности их бизнеса, правительство прибегать не будет.
Между тем, Минсельхоз подтвердил прогноз урожая на уровне 70-75 млн. тонн. Хотя это на пятую часть меньше, чем в прошлом году, «внутренние потребности покрываются более чем на 100%», — заверил министр сельского хозяйства Николай Фёдоров.
Внутрироссийские цены на зерновые за лето подорожали в среднем на 30% на фоне засухи во многих «хлебных» регионах и сильнейшем неурожае за рубежом. В частности, в США.
Эксперт «МК»:
Андрей СИЗОВ, директор информационно-аналитического центра «СовЭкон»:
Доля сельхозсырья в розничной цене продуктов невелика, максимум несколько десятков процентов. Все остальное — это логистика, переработка, маркетинг, аренда и так далее.
Это раньше, до 2007-2008 годов все было проще: увеличилась себестоимость, все дружно переписали ценники. Теперь цены просто так повышать нельзя, потому что усилилась конкуренция между производителями. Да и сети магазинов диктуют свои условия.
Для примера: цены на птицу стояли два года на месте, при том что цены на зерно и масличные колебались раза в полтора как минимум. Не могли птичники повысить цены без последствий для спроса. И сейчас начавшееся удорожание птицы не особо связано с ростом цен на корма.
И все же, уже произошедший рост цен на зерно и масличные (плюс 20-30%) создает предпосылки для роста цен на продовольственные товары. Наиболее заметно это скажется на хлебе и хлебобулочных изделиях, а через несколько месяцев — и на растительных маслах.
Можно ждать и сохранения относительно высоких темпов роста цен на мясо и птицу, но они будут ограничены как стагнирующими доходами населения, так и усилением конкуренции, в том числе и с импортом (из-за вступления в ВТО).
Пока рентабельность в животноводстве остается весьма высокой и измеряется двузначными цифрами. Так что, тем, кто хочет удержать долю рынка, придется делиться маржой с потребителями.
Пока наша оценка продовольственной инфляции остается в районе 9-11%. Что, конечно, существенно выше прошлогодних 3,9%, но ниже засушливого 2010 года, когда она составила около 13%.