Четыре направления бюджетных вложений, называемые «расходами на человеческий капитал», -это здравоохранение, образование, культура и спорт. Вместе с расходами на национальную экономику они считаются долгосрочными инвестициями в страну — без них государство не будет развиваться в перспективе.
И на ближайшие 3 года, судя по всему, в России они приоритетными не являются. В подготовленных Минфином основных направлениях бюджетной политики России на 2013-2015 годы расходы на все эти направления снижаются. И на фоне принятия гремящих на всю страну скандальных законах о митингах, НКО, клевете и прочем, перекладываются на регионы.
Так, расходы Федерального бюджета на здравоохранение с 2012 по 2015 годы снижаются с 554,7 до 383,3 млрд. руб. (-30,9%). При этом, предполагается что регионы увеличат расходы на медицину 812,3 млрд до 1 131,3 млрд. руб. (+39,2%).
Финансирование образования федеральный центр сократит с 614,8 до 573 млрд. руб. (-6,8%). Надежда на регионы: увеличение финансирования с 1 трлн. 838,6 млрд. до 2 трлн. 583,5 млрд. руб. (+40,5%).
На культуру из федеральных денег в 2012-м потратят 90,9 млрд. руб. и почти столько же в 2015-м. Но в 2013-2014 финансирование несколько сократится. Региональное же отчисления и тут должны увеличиваться: с 247,3 млрд. до 302,7 млрд. руб. (+22,4%).
Аналогичная история и со спортом. Выделение денег из центра уменьшится с 42,3 млрд. до 30,4 млрд. руб. (-28%). Регионы же должны будут нарастить финансирование со 135,1 млрд. до 151,9 млрд. руб. (+12,4%).
Откуда на местах возьмут на это деньги, в Минфине объясняют расплывчато. С одной стороны, предполагаются трансферты из федерального бюджета. Но если необходимая на них сумма в начале документа оценивается в скромные пол-триллиона в год, до в конце «Основных направлений...» почему-то увеличивается более чем в два раза.
С другой стороны, отмечают в Минфине, «необходимо внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, направленные на укрепление доходов местных бюджетов».
Хотя по их же расчетам, потери бюджета от вступления в ВТО покроют большинство дополнительных доходов от повышения акцизов на алкоголь, табак, экспорт нефти и НДПИ.
На фоне всего этого, расходы на «социальную политику» — всевозможные пенсии, пособия, компенсации, стипендии, субсидии на приобретение жилья, обеспечение детей-сирот и пожизненное содержание судей — сохранятся на прежнем уровне: примерно треть от всех расходов федерального бюджета.
Зато расходы на оборону планируется наращивать ускоренными темпами: в среднем рост примерно на 20% в ежегодно. И сохранятся на высоком уровне (около 15% всех расходов) отчисления на правоохранительную деятельность и национальную безопасность.
Но планы остаются планами. Уже стало известно, что после 2015-го рост расходов на армию резко замедлится. А мнение о том, что многие предвыборные обещания Владимира Путина выполнить в полном объеме так и не удастся, начинает звучать все чаще.