— Скажите откровенно, такой закон нужен?
— Вообще-то нет. Весь вопрос в том, как государство будет помогать нищим собственникам жилья. А класс этот у нас в стране очень велик: те, кто в свое время приватизировал имущество и теперь не в состоянии его обслуживать.
Этим людям надо помочь. Понятно, что есть деприватизация. И законопроект о ней, кстати, уже подготовлен. Но это не всегда выход.
Поэтому надо решить, как помочь людям, которые хотят остаться собственниками.
В принятом 8 июня в первом чтении законопроекте государство фактически отказывается от своих обязательств: провести ремонт там, где он не был проведен до приватизации. Это, кстати, обязательство, закрепленное в ст. 16 закона о приватизации.
Деньги идут через фонд содействия реформирования ЖКХ. Их дает Минфин. В следующем году, видимо, поступления будут обрезаны.
Кроме того, предполагалось, что деньги на капремонт шли бы в общий котел, из которого выхлопа было бы очень мало. То есть и я, и вы платили бы туда, а график ремонта определял местный чиновник. Естественно, все деньги уходили бы на ремонт аварийного жилья.
Притом что большинство регионов у нас в стране — дотационные (я не говорю уже о муниципалитетах, таковых 98%), лет через 15–20 мы дождемся ремонта. И то, если не случится кризис, как в 1998-м, и все деньги в итоге пропадут.
Чиновники думают, что большинство собственников жилья не хотят платить. Я придерживаюсь другого мнения.
— Сейчас стало известно, что законопроект переписывается.
— Это позиция лично Дмитрия Медведева. Хорошо, что она совпадает с моей. Я не была на том заседании (на котором, как сообщается, премьер поручил переработать законопроект. — «МК»), туда зовут только единороссов. Но я помню, как перед назначением Медведева премьером он встречался с фракциями, и я задала ему вопросы по этому поводу. Видимо, он внял моим обращениям.
— Что нужно в законе изменить?
— Нужно, чтобы собственники дома могли сначала накопить на счете в банке определенную сумму, а потом могли получить кредит. Надо проработать пакет документов, обеспечить госгарантии, относительно длинные сроки и низкие процентные ставки. Можно обозначить какой-то минимальный размер платежа. Но важно, чтобы жильцы собирали деньги именно на свой дом.
— Говорят, что закон может заработать в июле 2013-го.
— Хорошо, что одумались. Мог заработать еще в январе.