Одна из важных договоренностей, достигнутых на встрече, состоит в том, что выделяемые в помощь банкам суммы не будут затем прибавляться к государственному долгу конкретных стран, сообщает Би-би-си. Также решено, что деятельность банков еврозоны будет теперь контролировать специальный надзорный орган.
Помимо этого было объявлено, что лидеры стран ЕС принципиально одобрили пакет мер объемом 120 млрд евро по стимулированию роста экономики в странах еврозоны. Рассчитанный на 10 лет план, предложенный итальянским премьером Монти, нацелен на усиление финансовой дисциплины в странах еврозоны и предотвращение возникновения долговых кризисов в будущем.
Но и одобрение этого комплекса мероприятий тоже далось со скрипом. Италия и Испания, стараясь выторговать себе приемлемые условия для снижения процентных ставок по своим гособлигациям, поначалу заблокировали европейский Пакт роста и стабильности. Они настаивали на том, что сначала нужно принять краткосрочные меры, которые требуются им для сокращения расходов по займам. Лишь после тринадцати часов переговоров возражения Рима и Мадрида были сняты. Пакт роста и стабильности должен вступить в силу к концу 2012 года.
Возражения итальянцев и испанцев были не единственным узким местом на саммите — еще до его начала были обозначены разногласия между ключевыми «евроигроками». Немцы высказывали возражения против «федерализации» задолженности стран Евросоюза и введения общих евробондов. А французы настаивали на дальнейшей интеграции и стимулировании экономического роста. Ангеле Меркель пришлось отправиться в Париж, чтобы найти общий знаменатель с Франсуа Олландом, уверенным, что евробонды должны стать инструментом для помощи странам, пытающимся снизить ставки заимствования (например, Испании и Италии).
Эксперт «МК»:
Сергей Афонцев, заведующий отделом ИМЭМО РАН.
В принципе, решение хорошее: деньги будут выделены, и получат их напрямую банки, которые в них сейчас нуждаются. Этим и обусловлена позитивная реакция фондовых рынков. Однако за последние 1,5-2 года уже часто бывало, что сначала принятое решение вызывает взрыв оптимизма, а потом через пару дней все разбираются в деталях, и пессимизм возвращается. Так может произойти и здесь. Германия была резко против соглашения, и ее согласие, вероятно, было «куплено» в обмен на создание контрольного механизма, который будет оценивать целесообразность предоставления средств и эффективность их использования. Но когда будет создан такой механизм? Опыт ЕС показывает, что на это может потребоваться и год, и два. А деньги банкам нужны уже сейчас.
Если Германия скажет, что деньги будут давать после создания этого механизма, , это будет означать «никогда». А если давать деньги уже сейчас, то где гарантии, что Германии опять не будет отведена роль «дойной коровы», с которой она, разумеется, не согласится?.
В целом мое отношение к принятому решению оптимистично-настороженное. Сейчас главное — сдержать новую волну глобального кризиса, которую все ждут из Европы. Если эта волна пойдет — Россия может опять пострадать сильнее, чем другие экономики «Большой двадцатки». Если Европа устоит — мы, скорее всего, будем развиваться по образцу прошлого года:
не так чтобы очень быстро, но все же рост на 4 с лишним процента — это вполне неплохо.