После того, как в Кремле прозвучало Бюджетное послание Владимира Путина, члены правительства во главе с Медведевым переместились в Белый дом — «переваривать» и обсуждать детали.
В частности, предстояло разобраться, сколько денег резервировать на антикризисные меры. По словам министра финансов Антона Силуанова, решили дополнительно изыскать 200 млрд. рублей: они могут пойти на увеличение расходов бюджета в случае необходимости.
В дальнейшем уберечь казну от воздействия колебаний цен на стратегическое для страны сырье поможет новое бюджетное правило использования нефтегазовых доходов. Согласно предложению Минфина, при формировании бюджета РФ цена на нефть с 2013 года будет рассчитываться исходя из ее средней цены за последние 5 лет — с постепенным доведением этого периода до 10 лет. Это, как ранее объяснил «МК» руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, защитит наши финансы от зависимости от колебаний цен на нефть, а также оградит от избыточного расходования средств в периоды высоких цен на нее. А в случае экономических проблем — от отказа от ранее принятых обязательств. Например, в 2013 году «цена отсечения», на основе которой формируются расходы на 2013 г., составит $92. «Если цена на нефть превышает базовую цену, тогда дополнительные нефтегазовые доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда», — объяснил коллегам по правительству Силуанов. А если цена «черного золота» окажется ниже «базы», тогда, наоборот, средства из «подушки безопасности» потекут на покрытие дефицита бюджета. Министр назвал это " контрциклической бюджетной политикой«.
С вышеозначенной частью предложения никто не спорил — перепалка началась из-за «неточности», которую, как выяснилось потом, намеренно допустил министр финансов. А именно — в представленных расчетах проигнорировал такой важный показатель как инфляция.
Пришлось главе Минэкономразвития Андрею Белоусову объяснять коллеге основы: «Нефть стоит больше, чем вчера, не только из-за колебаний спроса и предложения, но и из-за того, что она подвержена инфляционному тренду». По словам министра, если это обстоятельство не учитывать, за 10 лет накопится «большая систематическая ошибка» в десятки миллиардов рублей. Таким образом, правительство может или потратить лишнее, или, напротив, «не доложить». Силуанов не сдавался, но у его оппонента обнаружилась группа поддержки в лице зампредов правительства Игоря Шувалова и Аркадия Дворковича. Последний даже обвинил главу Минфина в отсутствии «элементарной математической логики». «Растаскивать» спорщиков пришлось Медведеву: он поручил внести закон о новом правиле в Госдуму, а что делать с инфляцией — решить потом.
Позже Силуанов объяснил журналистам, почему его ведомство упорствует в игнорировании инфляции. Только таким способом можно быстро снизить зависимость бюджета РФ от нефтегазовых доходов. «По бюджетному правилу с учетом инфляции, что было предложено Министерством экономического развития, уровень ненефтегазового дефицита к 2020 году будет выше 9%, — заочно продолжил перепалку министр. — По нашему же правилу этот параметр составит уже через 5-6 лет около 7-7,5%.»
Как бы то ни было, от бюджетного правила польза видна уже сейчас: оно позволило кабмину улучшить прогноз по размеру дефицита бюджета в 2013 году. Вместо 1,6% ВВП правительство теперь предсказывает 1,5%.