По разъяснениям самого S&P, повышение рейтинга означает, что если раньше «неблагоприятные экономические условия» могли, «вполне вероятно, ослабить возможности эмитента по погашению данного долгового обязательства (краткосрочных заимствований. — „МК“)», то теперь «эмитент (РФ. — „МК“) обладает высокими возможностями по погашению данного долгового обязательства, но эти возможности более чувствительны к неблагоприятным экономическим условиям».
Мировая экономика находится в затяжной рецессии — такое мнение озвучивали многие видные экономисты мирового уровня. И утверждение, что ситуация в России улучшается, может либо свидетельствовать о полном замешательстве в рядах рейтинговых агентств, либо означать, что наша страна действительно идет против мирового течения экономики.
А ведь первый вариант особенно опасен. Многие экономисты помнят, как понижение кредитного рейтинга США тем же рейтинговым агентством в августе 2011-го подтолкнуло вниз и так падавшие рынки.
Россия демонстрирует хорошую устойчивость к внешнему негативу благодаря гибкой денежно-кредитной политике, взвесил ситуацию главный экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский. Он подмечает, что падение цен на нефть компенсируется ослаблением курса рубля, объем импорта уменьшается, а резервы увеличиваются. «Редкая ситуация для развивающихся стран, которая выгодно нас выделяет из их рядов», — говорит эксперт.
Повышение рейтинга считает оправданным и руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «У нас низкий размер госдолга — и внутреннего, и в иностранной валюте. К тому же мы снова начали накапливать Резервный фонд. А в правительство внесено бюджетное правило, которое должно ограничить наращивание расходов», — утверждает экономист.
«Агентство погорячилось», — оценил последнее решение S&P директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. Нефть падает, и есть большие проблемы с бюджетом и с резервами Банка Росии, считает экономист. «Нам бы надо давать негативный прогноз», — посоветовал он.