между тем
<p>Оптимальной ценой нефти является уровень в $95–105 за баррель, отметил президент нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов. По его мнению, эти цены являются объективными: они устраивают «нефтедобывающие страны, нефтяные компании и потребителей». «Мы все прогнозировали, что цены будут на уровне 100 долларов за баррель, однако мы видим, что цены опустились. Но я глубоко убежден, что из-за затрат, которые несут нефтяные компании при добыче нефти, особенно на сложных месторождениях, экономика не позволит опуститься цене на нефть ниже $90», — отметил Алекперов.</p>23 дня назад глава Минфина сказал в Совете Федерации о поправках в бюджет буквально следующее: «Если цена (среднегодовая. — „МК“) будет 110 долларов, мы просто не направим эти средства в Резервный фонд, но никакие обязательства, заложенные в бюджете, не пострадают». Вполне ожидаемое снижение цен на нефть составило с выступления Силуанова чуть более 10%: со $103 за баррель до $89 на пятницу. Это касается марки Brent. Российская Urals, как правило, стоит на $1,5–2 дешевле.
Конечно, обрушивать шквал критики за непоследовательность на министра финансов было бы не совсем корректно. Во-первых, добавленные расходы предполагалось пустить на сокращение дефицита и наращивание Резервного фонда. Во-вторых, финансовые власти прекрасно понимают зависимость между ценой нефти и курсом рубля. Бюджет, сверстанный из $100 за баррель, предполагал, что за доллар можно было получать 29 рублей. То есть 2900 рублей за баррель. При нынешних $90 за баррель доллар стоит уже 33,5 рубля (курс упал в пятницу на 61 копейку к предыдущему дню). Баррель нефти, таким образом, стоит даже больше 3000 рублей.
И Силуанов подчеркивал, что даже при цене нефти ниже $115 за баррель, бюджетные обязательства не пострадают.
Кроме того, в Белом доме таки договорились о введении бюджетного правила уже со следующего года (см. «МК» от 22.06.12).
Да и эксперты считают, что нефть в ближайшее время не опустится намного ниже текущих уровней. В частности потому, что 1 июля вступает в силу эмбарго на поставку нефти из Ирана. Нынешние цены устраивают большинство нефтедобывающих стран, а осенью спрос на энергоресурсы традиционно должен увеличиться. Это все так, если не случится чего-то экстремального в Европе.
И тогда обязательства все-таки придется резать. А вероятность какого развития событий многие крупные эксперты сейчас оценивают примерно в 50%. И даже если обязательства бюджета будет решено оставить на прежнем уровне, трудности начнутся уже с удержанием курса рубля, инфляцией и госдолгом.