В аппаратном споре между Минэкономразвития и Минфином победило ведомство Антона Силуанова, о чем министр и сообщил журналистам в кулуарах Петербургского международного форума. Если МЭР предлагал, начиная с 2015 года, отталкиваться от средней цены на нефть за три года, то Минфин требовал оглядываться на более длительный период. Этот вариант и был принят — правда, с переходным периодом. «Правительство будет учитывать 10-летний период для формирования цены на нефть, — сообщил Силуанов. — Но не сразу, а постепенно, начиная с пяти лет и каждый год добавляя по году».
— Очень правильное решение, — одобряет руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. — Ведь если нет такого ограничителя, то, как показывает практика, начинается хаотичное принятие правительством новых обязательств, которые далеко не всегда обеспечены деньгами.
По оценке эксперта, бюджетное правило защитит наши финансы от зависимости от колебаний цен на нефть, а также оградит от избыточного расходования средств в периоды высоких цен на нее. А в случае экономических проблем — от отказа от ранее принятых обязательств. А как это мучительно, показывает, например, опыт Греции.
При таком подходе, объясняет Силуанов, в 2015 году расходы будут формироваться при цене на нефть $94 за баррель (а не 100, как сейчас). Однако этот ориентир может быть пересмотрен: цены на «черное золото» падают, унося за собой рубль (в четверг на ЕТС валютных бирж доллар подорожал на 39 копеек, евро — на 48). По оценкам Bank of America, Merrill Lynch, нефть может подешеветь до $60 при выходе Греции из еврозоны: тогда ВВП России сократится на 1%, инфляция ускорится до 7,6%, а доллар будет стоить 34,8 рубля. Правительство РФ тоже готовится к худшему: в Белом доме, по неофициальным данным, пишется альтернативный вариант бюджета, рассчитанных при цене $60 за баррель. Удешевление нефти на 1 доллар обходится бюджету в 60 млрд. рублей, из-за падения на $40 казна недосчитается пятой части доходов.
Как признался недавно иноСМИ первый вице-премьер Игорь Шувалов, власти РФ будут вынуждены пойти на сокращение бюджета уже в случае падения цен на нефть ниже $90. Как заверил в четверг министр финансов, уже принятые обязательства секвестру не подвергнутся при любом раскладе. Но остается возможность «зарезать» условно утвержденные расходы — это порядка 343 млрд. рублей в 2013 году и 850 млрд. в 2014-м.
Эти «условные» расходы — своего рода запас, который правительство пока не решило, куда потратить, объяснил «МК» Евсей Гурвич. В случае неблагоприятных цен на нефть это как раз и будет источником экономии. Сберечь средства, по его прогнозу, могут на госпрограмме вооружений, отодвинув ее реализацию с 2020 года на более поздний срок. Секвестру могут подвергнуться и инвестрасходы, которые тоже могут «сдвинуть по времени».