Эксперт «МК»: Олег Пантелеев, главный редактор агентства «Авиапорт»
-Как вы считаете, предлагаемая мера будет действенной?
— Мера давно ожидаемая и абсолютно разумная, полностью соответствующая мировой практике. Она ни коим образом не повышает риски пассажиров, которые умеют считать. Билеты с возвратом никто не отменяет, и они будут доступны для пассажиров без каких либо ограничений. Безвозвратные же билеты будут привлекательны тем, что риски за отказ от перелета лягут на самих пассажиров. Таким образом, такие билеты будут стоить дешевле.
-Можно сказать на сколько?
— Есть оценки, что на треть. Но они не совсем оправданы. Это вопрос коммерческой политики каждой авиакомпании. Можно только ссылаться на существующую практику. Как правило, перевозчики применяют подобные тарифы для того, чтобы стимулировать спрос в так называемые «низкие сезоны», когда заполняемость рейсов умеренная.
Если перевозчик предполагает, что загрузка рейса будет небольшой, ему нужно стимулировать пассажиров выбрать именно этот рейс. Тогда он для конкретного рейса предлагает низкие цены. Билет будет экономичным. Но условия по переносу и возврату будут более строгими. Если авиакомпания прогнозирует, что все билеты будут скуплены, продаст их по высокой цене, но будет меньше ограничений насчет возврата. Так что, когда на тот или иной рейс ожидается высокая заполняемость, перевозчики оставляют билеты только высокой стоимости. Хотя это те же билеты эконом класса.
Вы можете зайти в интернет и увидеть, что на одну и ту же дату может быть предложено 2-3 тарифа эконом-класса, и причем стоимость билетов может отличаться от нескольких процентов до кратного разрыва.
Тут нет никакого обмана. Права пассажиров останутся защищены, если они добровольно не примут на себя риски.
-А кто почувствует разницу от нововведения?
Сейчас внутренние перевозки остаются достаточно элитными. В большей степени, они связаны с необходимостью бизнеса. Такой категории не важно, сколько стоит билет. Все равно платит организация. А тому, кто летит в отпуск, не составляет труда правильно распланировать свой отдых и взять билет на конкретную дату. Безвозвратные билеты будут выгодны для таких категорий, как студенты и пенсионеры. Но надо понимать, что летом в Сочи за 3 копейки никто никогда не летал и летать не будет.
-Почему раньше таких билетов не было?
Раньше такого не было, потому что это противоречило позициям Гражданского кодекса. И на этом до сих пор настаивают представители некоторых обществ по защите прав потребителей: человек должен получить деньги, если не совершил перелет. При этом риск лежит на авиакомпании, и она переносит этот риск на всех клиентов без исключения.
Лет 5 назад одна крупная авиакомпания неоднократно проводила осенние распродажи, когда по большому количеству направлений можно было совершить перелет с убедительной скидкой. Тогда антимонопольное ведомство настояло на возврате полной стоимости билетов, и авиакомпания должна была отказаться от этой практики.
-Говорят, такая практика распространена в Европе. Там есть проблемы?
Как таковых проблем именно в этой части нет. Принципиальный момент, чтобы авиакомпании доводили до пассажира риски. Тот должен подтвердить, что он согласен с тем, что он берет ответственность на себя. В таком случае никаких проблем не возникает.