Авторы законопроекта — группа депутатов из всех фракций, кроме «Справедливой России»: глава комитета Галина Хованская («СР») даже не стала подписывать заключение с рекомендацией Госдуме проголосовать «за», это сделала ее первый зам. Елена Николаева («ЕР»).
В последние годы, пояснил замглавы Комитета по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев («ЕР»), ежегодно ремонтировалось 4% жилья — благодаря Федеральному фонду ЖКХ. Но с 2013 года Фонд начинает сворачивать свою деятельность — до 2015 года еще будет переселять граждан из аварийных домов, а капитальным ремонтом собственники должны озаботиться сами. Масштаб проблемы впечатляет. На 1 января 2012 года, по данным Росстата, более 1,6 млн. многоквартирных домов — в состоянии от 30 до 60% изношенности. А в заключении Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления говорится: для ликвидации «недоремонта жилищного фонда» потребуется около 3,6 трлн. рублей...
Предлагается в каждом регионе создать систему финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, а главным источником средств сделать ежемесячные обязательные платежи собственников квартир. Сколько придется платить — пока неизвестно. В тексте говорится лишь, что Правительство РФ установит порядок определения минимального и максимального размера платежа, субъект Федерации своим законом определит эти минимум и максимум, а муниципалитеты скажут конкретно, сколько надо платить. Если не скажут — придется платить региональный минимум. «До проведения полной технической инвентаризации жилищного фонда и определения точных объемов финансовых потребностей на проведение капитального ремонта размер ежемесячной платы может быть предположительно привязан к размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м жилья в месяц и должен находиться в пределах от 0,5 до 1,5 указанной величины», — сказано в пояснительной записке к законопроекту. Депутаты называли цифру в 5–10 рублей за 1 кв. м, но один из авторов, замглавы Комитета Александр Сидякин («ЕР»), успокаивал: в 12 регионах уже запущены пилотные проекты, в Татарстане тоже, там берут по 5 рублей в месяц, и «хватает».
Он не сказал, сколько добавляет богатый Татарстан из регионального бюджета к тем средствам, которые платят граждане. Но в Комитете по федеративному устройству опасаются, что дотационные регионы (их подавляющее большинство) не потянут софинансирование. А текст законопроекта не обязывает ни федеральные, ни региональные власти вкладываться в капремонт: в нем лишь говорится, что они «могут предоставлять бюджетные средства».
Г-жа Николаева сообщила: после долгих переговоров с Минфином «на уровне вице-премьеров» достигнута договоренность и по вопросу о федеральном софинансировании, и по вопросу о том, чтобы учитывать плату за капремонт при определении права малоимущих граждан на субсидию (в принятом в первом чтении документе об этом прямо не сказано).
Каждый регион сам определит, будет ли создаваемая на его территории система централизованной, аккумулирующей средства на счете уполномоченной организации, или децентрализованной, когда средства жильцов каждого дома перечисляются на отдельный банковский счет, открытый управляющей компанией или ТСЖ. Централизованная система допускает использование накоплений одного дома на капитальный ремонт другого — в соответствии с графиком, утвержденном властями. В первоочередном порядке в этот график следует включать дома, которые власти обязаны были отремонтировать в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда» (нуждающиеся в ремонте к началу 90-х годов), но так и не отремонтировали.
Собственники гипотетически могут решением общего собрания жильцов из «общака» выйти. Но, честно предупредила г-жа Николаева, «мы должны проинформировать граждан, что если они пойдут по системе накопления средств подомово и брать кредиты на ремонт, то залоговой базой будут являться их собственные квартиры. И если кто-то в доме не будет платить, остальные также рискуют лишиться имущества».
Госдума намерена принять законопроект в окончательном виде до конца весенней сессии.