До президентских выборов ценам на бензин расти не давали — по понятным соображениям. В конце января министр энергетики Сергей Шматко не стал скрывать, что правительство достигло с нефтяниками «принципиальной договоренности» заморозить стоимость «стратегического» для многих россиян продукта на уровне декабря 2011 года.
Но выборы кончились, отгремела инаугурация — и теперь можно перестать баловать народ. Катализатором проблем стало вступление 10 мая в силу приказа Ространснадза, запрещающего возить темные нефтепродукты в цистернах для перевозки светлых. Дело в том, что светлые фракции (бензин) намного легче нефти и темных фракций (солярка, мазут). Как объяснили транспортники, если в более объемный вагон для бензина залить солярку, получится перевес — то есть аварийная ситуация. Цистерна может сойти с рельсов. С начала года таких аварий в стране произошло восемь: в результате пострадало более 50 вагонов. В одном случае даже случился сильный пожар.
Этот запрет сразу же уменьшил на треть количество подвижного состава, обслуживающего доставку сырой нефти на НПЗ. Дело в том, что заводам невыгодно гонять пустые вагоны, поэтому зачастую и одни и те же цистерны использовались для подвоза сырья нефти и для отправки нефтепродуктов с завода. Теперь цистерн стало элементарно не хватать, причем по всей стране. Ведь кроме нескольких НПЗ в портовых городах, все остальные заводы зависят от железнодорожного транспорта.
Казалось бы, Ространснадзор можно понять: он заботится о сохранности вагонов и уменьшении числа аварий. Однако чиновники не правы, считает эксперт рынка нефтепродуктов, директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. «Вес любой покидающей завод цистерны автоматически проверяется на соблюдение нормативов, — уверен аналитик. — Поэтому нагрузка на балки, которые разрушались ранее в авариях, никак не связаны с перевесом. Просто были в эксплуатации бракованные цистерны, с ними случились поломки. Объективно нет сомнений, что нагрузка на попавшие в аварии вагоны соответствовала нормам».
Спасти ситуацию могут лишь власти, отменив спорный запрет. Нефтяные компании страны, обратившиеся на днях с совместным письмом в Минтранс, просят хотя бы отложить его действие до августа — чтобы подготовиться. Иначе — реальный топливный кризис. Нынешние правила грозят недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ страны, срывом производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, — недопоставками топлива российским потребителям, пишут нефтяники.
На данный момент ситуация уже начинает раскручиваться: основные трудности с поставками нефти возникли у НПЗ «Роснефти» в Комсомольске-на-Амуре, заводов «Башнефти» в Уфе, на Хабаровском НПЗ, принадлежащем «Альянсу». Под угрозой и НПЗ «Газпром нефти» в Москве.
Пока недопоставка сырья покрывается запасами на самих заводах, но резервы тают — через пару месяцев дефицит, как показывает практика прошлых лет, доберется до бензоколонок. Прошлой весной, когда НПЗ недополучали сырье (правда, по другим причинам), бензин подорожал довольно существенно. Только за одну неделю с 15 по 22 апреля стоимость 1 тонны АИ 95 на оптовом рынке выросла на 8,4%, на розничном — еще значительнее. Теперь ситуация повторяется — и самое обидное, в росте цен на бензин будет виновата не дорожающая нефть (она на мировом рынке как раз дешевеет), а «перестаравшиеся» чиновники.