Справка "ЭВ"
<p>Клееный брус с новым европейским профилем обладает увеличенной несущей способностью. Площадь соединения брусьев увеличена за счет «зубьев» конической формы, которые плотно прилегают друг к другу, превращая стену в деревянный монолит, и делая ее практически непродуваемой. Клееный брус отличается низкой теплопроводностью (по этому показателю 14 см клееного бруса соответствует 150 см кирпичной кладки) и имеет высокую прочность (на 50–70% большую по сравнению с цельной древесиной). Он практически не дает усадки, сохраняет стабильные геометрические размеры десятки лет, не подвержен гниению и растрескиванию, а также воздействию насекомых.</p>— Владимир Николаевич, с чем связано увеличение спроса на деревянные дома?
— Ухудшение экологической обстановки вынуждает жителей мегаполисов проводить больше времени на свежем воздухе. Многие семьи с детьми переезжают в пригород на постоянное место жительства. Выбирая здоровый образ жизни, люди стремятся строить и экологически чистое жилье. Поэтому сейчас наблюдается устойчивая тенденция увеличения спроса на традиционные природные строительные материалы, в том числе древесину, которая не только полностью соответствует российским климатическим условиям, но и обладает уникальными свойствами. Она отдает влагу, если воздух в комнате слишком сухой, и забирает ее, если он слишком влажный, помогая поддерживать идеальный микроклимат. Даже являясь строительным материалом, дерево продолжает дышать, очищая воздух в помещении от углекислого газа и обогащая его кислородом. Недаром европейцы, которые очень трепетно относятся к экологии, предпочитают жить в деревянных домах. К сожалению, российский показатель использования древесины в строительстве почти в 10 раз ниже аналогичного показателя развитых стран, но тенденция меняется. Жители нашей страны стали тоже чаще строить деревянные дома, пользуясь тем, что российские цены на древесину пока ниже европейских.
— А как же огнеупорные характеристики древесины, срок ее службы?
— Заблуждения о низких огнеупорных свойствах древесины легко опровергнуть. Она долго сопротивляется возгоранию, что очень важно с точки зрения безопасности жильцов и всего дома. Устойчивость древесины к воздействию огня и агрессивной внешней среды и вовсе возрастает после обработки огнебиозащитным составом, который, защищая дерево от разрушения, не препятствует его дыханию и продлевает срок службы постройки в 2–3 раза. Кроме того, долголетие современных деревянных домов обеспечивается и за счет принципиальных изменений в технологических процессах обработки древесины. Особенно это касается производства домов из клееного бруса, для производства которого используется древесина, прошедшая сушку в камерах конвективного типа. В результате термического воздействия в ней уничтожаются личинки жуков-древоточцев, грибок и плесень. Недаром дома из клееного бруса не требуют внутренней и внешней отделки. При должном уходе срок их службы в 7 раз дольше, чем у домов из обыкновенного бруса.
— Стоит ли ждать роста цен на деревянные постройки?
— Формируя политику компании на долговременную и кратковременную перспективу, мы тщательно изучаем конъюнктуру рынка деревянного домостроения. Результаты маркетинговых исследований говорят о том, что объемы строительства в России не соответствуют повышенному спросу на деревянные дома. А когда «желаемое» не совпадает с «действительным», то повышение цен, увы, неизбежно.
— С чем связано такое «несовпадение»?
— К сожалению, в строительной сфере, как и во многих других, желание продавать и перепродавать преобладает над желанием и возможностями производить. Крупных компаний, которые подобно нашей имеют в своей структуре лесозаготовительные базы и огромные производственные мощности, в России всего порядка 30. Вновь появляющимся компаниям сложно быстро выйти на большие объемы строительства без потери качества.
— Что мешает, а что помогает сдерживать рост цен на деревянные дома?
— Предлагаю рассмотреть объективные факторы, влияющие на развитие отрасли и на ценообразование. Начнем с заготовки древесины. Поскольку лесозаготовка и деревообработка являются низкорентабельными производствами, многие стройкомпании отказались от развития этих направлений и предпочитают работать «с колес»: закупают пиломатерилы у сторонних организаций, что, конечно, дешевле. Но в этом случае сложнее проконтролировать качество древесины. Особенно если она проходит через несколько посредников. Впрочем, сегодня даже низкокачественная древесина дорожает. Сказываются варварские вырубки леса в 90-х, а также сырьевая специализация нашей страны (доля России в мировом экспорте круглого леса хвойных пород составляет около 40%). «Зодчий» не гонится за сиюминутной выгодой. Мы всегда смотрели и смотрим в будущее. Поэтому с 1998 года имеем в долгосрочной аренде экологически чистые лесные массивы на севере Костромской области и собственный лесопромышленный комплекс, что существенно снижает зависимость цен на наши дома от колебаний цен на древесину. Таким образом, мы не только самостоятельно и в полном объеме заготавливаем зимнюю древесину на весь год (а это 180 000 кубов леса), но и тщательно контролируем ее качество. Закупаемые стройматериалы, используемые нами, в основном импортного производства (немецкого, итальянского, американского, французского, финского и т.д.). Выбирая поставщика, мы обязательно посещаем его заводы, знакомимся с технологическими процессами. Цены на импортную продукцию обычно высокие, однако огромные объемы заказов со стороны «Зодчего» и долговременное сотрудничество позволяют нам осуществлять закупки по оптимальным ценам.
— Что вы можете сказать об особенностях производства?
— Сегодня создание домостроительного предприятия — дело очень затратное. Цена вопроса — минимум $10 млн. Рентабельность на начальном этапе в лучшем случае 5%. Построить такой завод, оснастив его современным оборудованием, под силу только крупным и известным инвесткомпаниям. Учредителям со скромными финансовыми возможностями приходится экономить на всем, главным образом на оборудовании, например, использовать станки, бывшие в употреблении (особенно это касается зарубежного оборудования, которое дороже отечественного). Мы начинали бизнес 20 лет назад, поэтому сейчас у нас в цехах современные производственные линии немецких, итальянских, чешских производителей. Ежегодно на модернизацию производственных площадей мы тратим не менее 50% от прибыли. Только за последние 3 года объем инвестиций в развитие производства увеличен нами в 2,2 раза.
— И все это никак не сказывается на цене?
— У нас модернизация тесно связана с оптимизацией производства и с расширением номенклатуры выпускаемой продукции. Мы сами выпускаем почти всё, что нужно для будущего деревянного дома: окна, двери, лестницы и т.д. Это помогает обеспечить высокое качество и уменьшить себестоимость продукции. Например, наладив изготовление металлочерепицы, мы снизили цену на нее в 3 раза (хотя наша металлочерепица выпускается из высококачественной стали, в том числе бельгийской, на итальянском оборудовании). С 2009 по 2012 год объемы отгрузки товаров собственного производства «Зодчий» увеличил в 13 (!) раз. Это важный фактор, позволяющий нашей компании проводить политику доступных цен и предоставлять покупателям скидки. Например, сейчас все постройки от «Зодчего», включая дома из клееного бруса с новым европейским профилем, можно приобрести по ценам двухлетней давности, то есть по ценам 2010 года. Причем строительство ведется без предоплаты!
— Что делать, если на постройку дома понадобится кредит? Обычно банки неохотно идут на кредитование деревянного домостроения.
— Поскольку дома от «Зодчего» обладают высокой ликвидностью и рассчитаны на длительный срок службы, а компания имеет репутацию надежного партнера, у наших клиентов есть возможность взять кредит. Сегодня мы сотрудничаем с пятью банками, которые предлагают заказчикам «Зодчего» разнообразные программы кредитования.
— С какими мыслями вы отмечаете юбилей компании?
— Приятно осознавать, что за 20 лет мы построили более 171 тыс. домов и бань, увеличили годовой оборот свыше 4 млрд. руб. Но когда перешагиваешь важный возрастной рубеж (а 20 лет для компании — пора зрелости), когда бизнес работает как часовой механизм, а бизнес-планы прописаны на много лет вперед, то появляется возможность «приподняться» над понятиями «производство», «прибыль», «оборот», «налоги» и увидеть за ними нечто большее — строительство новых школ, детских садов, больниц, перинатальных центров. В такие минуты понимаешь, что от развития промышленности зависит многое, особенно для таких городов, как Бронницы, где расположено производство «Зодчего». Сегодня в этом городе мы лидируем по объему отгруженной продукции и по объему работ в строительной сфере, оказывая большое влияние на пополнение местного бюджета. Только за последние 3 года «Зодчий» увеличил отчисления в бюджет Бронниц в 5,5 раза. А более 70% всех городских расходов направляются на содержание объектов образования, здравоохранения, культуры, идут на развитие ЖКХ и реализацию социальной политики. Можно, конечно, сказать, что Бронницы — городок маленький, провинциальный. Но у нас вся Россия, от Калининграда до Камчатки, состоит из таких городков. Так что мы не просто строим дома, мы строим жизнь вокруг себя — и это главное!