Обломки самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100), пропавшего с радаров и разбившегося после показательного полета в Индонезии, найдены в расчетной точке поиска - на склоне горы Салак. На борту находились 48 человек, включая экипаж. SSJ-100 врезался в вертикальный склон горы, часть фрагментов осталась на склоне, часть упала вниз.
Сведений о погибших и пострадавших пока нет, но уже сейчас ясно, что главной жертвой катастрофы станет ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", создавшее машину. Авиалайнер прибыл в Джакарту 9 мая в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии. Ранее самолет побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали членам правительств этих государств и военному руководству. После Индонезии планировалось посещение еще двух азиатских стран: Лаоса и Вьетнама.
Вряд ли стоит ожидать, что после такого “триумфального” показа склонные придавать значение приметам и совпадениям азиатские покупатели бросятся заказывать SSJ-100. Впрочем, и на других рынках продажи вряд ли улучшаться. Какими же могу стать финансовые потери?
Согласно данным из открытых источников, на текущий момент заказано 332 единицы SSJ-100. Из них 122 заказаны российскими авиакомпаниями, которые даже при желании, вряд ли смогут отказаться от заказа. Еще 8 единиц покупает дружественная Армения, которая также не станет отказываться от покупки в силу политических причин. Таким образом, максимальные потери могут составить 202 заказа, что эквивалентно 7 млрд. долларов (около 35 млн. долл за машину).
Стоит, однако иметь ввиду, что отказ от заказов при наличии чреват штрафными санкциями для покупателей, заключивших твердые контракты на поставку SSJ-100. Зато договоры он намерениях на покупку 71 машину из указанных выше 202 могут быть расторгнуты относительно свободно. Это, тем не менее, дает нам внушительные 2,5 млрд. долл.
Напомним, что создание SSJ-100, по некоторым данным обошлось в 3 млрд. долл. Значительная часть этих денег была направлена из госбюджета, а, следовательно, из кармана налогоплательщиков. На фоне индонезийского фиаско возникают сомнения по поводу того, сможет ли окупиться дорогостоящий проект.
Впрочем, приведенные выше цифры — это лишь прямые потери. Сопоставимые суммы будут недополучены на поставках запчастей, техническом обслуживании и обучении персонала. И уж вовсе неоценимы репутационные убытки. Неизвестно, сколько времени и денег придется потратить, чтобы восстановить доверие к русским самолетам на международном рынке. Если его вообще возможно восстановить.