Водка и прочее спиртное, как объяснил членам Совфеда на правительственном часе Чуян, дорожает из-за роста акцизов. С 1 июля ставка повышается с 254 рублей за один литр чистого спирта до 300 рублей, в 2013 году — до 400, а с 2014 года — до 500 рублей. Вслед за ставкой последует и цена на «беленькую»: в 2013-м за пол-литра придется отдавать в среднем 190 рублей, а в 2014 году — уже 250 (элитные марки в расчет не берутся). Рост солидный — в этом году бутылка массовой водки стоит 150–160 рублей.
Цель роста акцизов — наполнить бюджет, однако в первую очередь получится наполнить кошельки водочников-нелегалов, опасаются в «алковедомстве». «Рост акцизов резко увеличит рентабельность нелегального производства алкоголя, которая уже сейчас составляет 300–400%», — говорит чиновник.
Так, может быть, взрывной рост акцизов — пустая затея? Чуян не согласен: ценовая доступность спиртного должна снизиться. Остается одно — не допустить расширения нелегального алкосектора (сейчас только выявленного «левого» спиртного — 1,3 млн. дал). И к этому должна привести мера, которую задумал Росалкоголь, — тотальный контроль над розницей.
Брать продажи спиртного «под колпак» чиновники хотят в несколько этапов. Нынешний год уйдет на подготовку нормативной базы, а также эксперименты. Так, система уже тестируется в нескольких магазинах Подмосковья. В 2013 году контроль планируется распространить на крупные города, а в 2014 году — на всю страну.
«Алкоконтроль» даст властям информацию о каждой проданной бутылке, объяснил Чуян. Результаты должны поразить воображение: в планах Росалкоголя до 2020 года — ликвидация нелегального рынка и снижение потребления спиртных напитков населением на 55%.
О проданных бутылках Росалкоголь собирается узнавать при помощи штрих-кода акцизных марок. Когда покупку пробьет кассир, информация будет считана при помощи сканера и автоматически передана в единую систему.
Правда, в ходе тестирования уже выявлены сбои, признался позже журналистам Чуян: «Трехмерный штрих-код на марке нанесен принтером, и он иногда смазывается». К чему приводят сбои, прекрасно помнят производители алкоголя: когда им несколько лет назад была навязана ЕГАИС, производство встало. Сложно представить, что будет, если «вредная система» остановит продажи горячительного в магазинах.
Впрочем, все планы Росалкоголя могут рухнуть из-за позиции наших таможенных союзников — Казахстана и Белоруссии. У них акцизы на алкоголь в два раза ниже, чем у нас. И с 1 января 2013 года российские магазины может заполнить дешевая казахская водка (например, «Арак»). Единственным ответом от наших властей может стать госмонополия на розничную продажу алкоголя, как это было в дореволюционной России при графе Витте.