Как угадать с покупкой-продажей квартиры? Эксперты единодушны: изучайте планы по развитию дорог и подземки.
Квартиры в Новокосине начали заметно дорожать в сентябре 2011 года, когда власти приняли твердое решение достроить метро в этом районе в кратчайшие сроки. По данным портала Metrinfo, средний уровень цен за один месяц вырос почти на 8% и превысил 135 тыс. руб. (в начале прошлого года «квадрат» в одном из самых периферийных районов стоил около 100 тыс. руб.). Одновременно подорожало жилье и в областном Реутове. Причина та же — от станции метро «Новокосино» до этого города рукой подать. К тому же возле станции планируется открыть парковку, а в перспективе — построить транспортно-пересадочный узел. До столичной планки реутовские квартиры, конечно, не дотянули. Но за сотню тысяч рублей стоимость квадратного метра перевалила с легкостью. Транспортная доступность фактически приравняла Реутов к спальному району Москвы, чем весьма удачно пользуются продавцы жилья.
Похожая ситуация и в подмосковных Люберцах. По словам пресс-секретаря компании «Сити — XXI век» Сергея Лядова, летом 2011 года квартиры в мини-полисе «Самоцветы» в Люберцах продавались по цене 65–70 тыс. руб. за кв. м. При обычных условиях они бы подорожали на данный момент в лучшем случае до 75 тыс. руб. Но с учетом ожидаемого в 2013 году пуска станции метро в соседнем Жулебине (она будет находиться в 500 метрах от комплекса) цены выросли до 85–90 тыс. руб. за кв. м. В Котельниках, куда власти также пообещали протянуть метро, дорожают квартиры на вторичном рынке. Еще в августе квартиры в этом отнюдь не престижном подмосковном городке продавались по 65 тыс. руб. за кв. м, а теперь — почти по жулебинским ценам (больше 100 тыс. руб./кв. м).
«Пока о строительстве метро говорят абстрактно, на уровне слухов или перспективных планов, это особо не сказывается на стоимости (к примеру, цены на жилье вблизи проектируемых станций „Солнцево“ и „Новопеределкино“ никак не выросли, поскольку неизвестны ни точные сроки строительства, ни точное месторасположение станций), — объясняет руководитель „ИРН“ Олег Репченко. — Основной прирост происходит, когда начинаются реальные действия, а власти объявляют сроки ввода новой станции. На этой стадии (она обычно бывает примерно за год-два до открытия) цены дают основной прирост: они вполне могут прибавить 10–15%. А сам факт открытия может добавить совсем немного, а может и ничего не добавить, потому что рынок уже „отыграл“ это событие».
Кстати, открытие метро оказывает влияние и на соседние районы. Так, после появления подземки в Строгине квартиры «потяжелели» и в соседнем Митине. Причем, по данным «Индикаторов рынка недвижимости», в первые 9 месяцев после начала строительных работ темпы роста цен в районе ощутимо опережали среднемосковские. Когда стало понятно, что строительные работы подходят к концу, цены стали топтаться на месте, но в 2008-м, после открытия метро, снова начали бурно расти. Почему?
«Как только заработала новая станция, власти объявили, что теперь строители приступают к прокладке тоннелей к станциям „Волоколамская“ и „Митино“, срок открытия которых — 2010 год — также был четко обозначен. Естественно, цены на недвижимость в Митине снова начали расти и опережать по этому показателю общегородские. А главное, начали опять расти и цены в Строгине. На этот раз районы поменялись ролями», — объясняют аналитики.
Но если повышение цен на окраинах столицы и в подмосковных городах, где расположены в основном многоквартирные дома, вполне закономерно, то чем объяснить взлет стоимости «квадрата» в престижных загородных поселках вдоль Пятницкого шоссе в связи с открытием одноименной станции метро? Казалось бы, для владельцев загородных домов стоимостью в несколько миллионов долларов расположение недалеко от коттеджа станции метро не принципиально, однако это не так. По прогнозам экспертов, цена на объекты экономкласса за несколько месяцев способна вырасти на 15–20%, бизнес-класса — на 7–10%.
— Состоятельные люди, имея личный автотранспорт, в меньшей степени зависят от метро, но и они отнюдь не брезгуют возможностью им пользоваться от случая к случаю и ценят его наличие под боком, — утверждает Сергей Лядов.
— Возможность быстрого сообщения с центром Москвы важна для любого объекта недвижимости, поскольку напрямую влияет на его инвестиционную привлекательность, — считает аналитик Дмитрий Цветков. — Помимо открытия станции метро в ближайшее время должны стартовать работы по реконструкции самой трассы, строительству новых развязок с Новорижским, Куркинским и Ленинградским шоссе. Такое двустороннее улучшение транспортной инфраструктуры Пятницкой трассы скажется на его популярности у покупателей и сделает одним из самых удобных направлений Подмосковья. По нашим прогнозам, открытие метро и реконструкция трассы молниеносно скажется на активности девелоперов: мы располагаем информацией о появлении по этому направлению уже в этом сезоне новых интересных проектов бизнес-класса.
Уже через несколько лет для объекта загородной недвижимости гораздо важнее будет близость метро, нежели расстояние до МКАД, уверены эксперты. Состоятельные люди, немалое количество которых проживает на Пятницком шоссе, предпочитают иметь офис рядом с домом. Причина, тормозящая строительство деловых центров в «замкадных» районах, заключается в том, что из-за сложной транспортной доступности в удаленные офисы крайне сложно подбирать квалифицированный персонал. Открытие станций метро решает эту проблему.