Сети водоснабжения и водоотведения на территории одного муниципального образования являются централизованными, а водоснабжение и водоотведение всех домов осуществляется одним водоканалом. «Относительно жилых домов можно сказать, что определение принадлежности сетей также осуществляется по балансовой принадлежности. Как правило, сети, которые находятся внутри дома, — находятся на балансе этого дома. Более конкретную информацию о принадлежности сетей в каждом конкретном случае можно узнать в ТСЖ или в своей управляющей компании», — поясняют в ведомстве.
Новый закон не устанавливает конкретные сроки оборудования приборами учета использованной воды. Они определены в законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для жилых домов этот срок ограничен 1 июля 2012 года.
По поводу того, кто должен платить за установку счетчиков, которые могут стоить до нескольких сот тысяч рублей, в министерстве говорят следующее: «По общему правилу установка приборов учета осуществляется за счет собственников объектов, но в соответствии с законом „Об энергосбережении...“ субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять отдельным категориям потребителей бюджетные средства для установки приборов учета».
Практически все системы водоотведения являются хозяйственно-бытовыми и не предназначены для приема поверхностных сточных вод, разграничивают специалисты. В некоторых городах существуют отдельные ливневые канализации — в систему такой канализации попадают только поверхностные сточные воды, их отведение и очистку может осуществлять не водоканал, а иные организации, а услуги этих организаций оплачиваются за счет бюджета. Соответственно, ни вести учет поверхностных сточных вод, ни оплачивать их отведение и очистку непосредственно потребителям не нужно.
В остальном система оплаты за водоснабжение и водоотведение принципиально не изменится. Жители будут платить в соответствии с тарифами, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов Федерации.