Старшее поколение помнит, как после строительства в Москве знаменитой телебашни в Останкине (1967 год) и создания спутниковой вещательной группировки (1973 год) в 1975 году был достигнут полный охват территории СССР телевещанием. Это подавалось как успех. Правда, СССР серьезно отстал от США (полный охват телевещанием к 1960 году) и Европы (полный охват к 1970 году). Но при наших масштабах территории отставание не выглядело фатальным.
Гораздо трагичнее сложилась судьба цифрового телевидения. Бурное развитие кабельных сетей в США началось после 1980 года, одновременно с появлением персональных компьютеров. Затем пришли спутники с цифровым ТВ. В результате к 2000 году переход на «цифру» в США завершился: аналогового ТВ там больше нет. Европа отстала, но не намного: по итогам 2011-го охват цифровым ТВ в странах Евросоюза составляет 80–90%. Полный охват не достигнут, но не из-за технических сложностей, а из-за особенностей законодательства. В частности, британского, лоббирующего интересы BBC.
Выгода цифрового ТВ для пользователя очевидна: сотни каналов с контентом на любой вкус. В российских столицах, например, целый слой людей (по данным социологических опросов — около 20%) аналоговое государственное телевидение не смотрит. Цифровое (в России прижилось также название «спутниковое») ТВ гораздо богаче по содержанию, да и навязчивая пропаганда почти отсутствует.
Очевидны выгоды и для государства. Цифровое ТВ гораздо дешевле аналогового. Ежегодные расходы ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), куда входит и останкинский комплекс, составляют около $2 млрд. Переход на цифровое вещание позволяет сократить их на 30%.
Кроме того, телевидение — дело политическое. Если государство не будет действовать в этой нише, это не означает, что пропаганда исчезнет. Будет пропаганда других государств. Конкуренция в области пропаганды — такое же благо для пользователя, как и качество вещания. По сравнению с федеральными аналоговыми каналами цифровое Russia Today говорит и показывает гораздо больше правды. Просто вынужденно.
Еще одной выгодой является подлинный 100%-ный охват. Аналоговое покрытие территории России лишь формально 100%-ное. Например, уже в Тверской области, в 150 км от Москвы, качество приема, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А Дальний Восток смотрит исключительно в записи, что явный анахронизм. Лучшего аналоговые технологии добиться не позволяют. Цифровое же ТВ не меняет качества, на какое бы расстояние оно ни передавалось. Таковы современные технологии.
Все это побудило государство всерьез заняться цифровым вещанием. Оно должно стать бесплатным, в этом соль. «На цифровой формат переходит телерадиовещание. Это расширяет свободу выбора, стимулирует конкуренцию. Как и было обещано, к 2015 году в России будет более 20 общедоступных каналов, бесплатных для граждан, а на частных телевизионных платформах число предлагаемых каналов может измеряться сотнями», — заявил Президент РФ Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию 22 декабря 2011 года.
Отметим, что задачу эту президент поставил еще в 2008 году. Но российские чиновники по традиции решают неспешно. Лишь в июне 2011 года, после нескольких напоминаний президента министр связи РФ Игорь Щеголев издал приказ об образовании в структуре Минкомсвязи департамента цифрового телевидения и использования новых технологий в средствах массовых коммуникаций. Расходы на цифровизацию ТВ составят не менее 235 млрд. руб. до 2015 года. Просто так Минфин денег не даст — нужен контроль. Он наконец появился. Тогда же, летом, Госдума по собственной инициативе начала разработку закона о цифровом вещании. До выборов, конечно, не успели. Но инициатива не похоронена: новая Дума обещала вернуться к законопроекту.
Самое главное — повышен статус. Ранее цифровое ТВ развивалось в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы». Деньги на цифровизацию и на поддержку аналогового комплекса выделялись в общем котле, за них конкурировали. А поскольку у аналоговой отрасли лоббистские возможности пока явно больше, часто средства перераспределялись не в пользу «цифровиков». В нацпроекте такого не будет: деньги защищены.
Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев пообещал, что «к концу 2015 года цифровым эфирным вещанием будет покрыта вся территория РФ, ее жители смогут бесплатно смотреть как минимум 18 цифровых каналов, включая канал в HD-формате». Меньше, чем в Послании президента, но близко к тому. Цифровизация телерадиовещания дала мощный импульс и другим отраслям экономики: в программу вовлечено 45 компаний-производителей оборудования и 62 строительно-монтажных организации от Калининграда до Камчатки с общим числом сотрудников в несколько тысяч человек.
Участники рынка благосклонно отнеслись к правительственным планам. Михаил Дубровский, PR-директор федерального оператора спутникового телевидения, отметил: «Последствия нацпроекта для рынка простые: появится так называемый „мультиплекс“ с единым для всей России набором цифровых каналов. Это означает, что каждый спутниковый оператор, чтобы выдержать конкуренцию на рынке, должен представить такой же бесплатный пакет, а желательно больший. С одной стороны, это приведет если не к снижению цен, то, по крайней мере, к их фиксации. С другой стороны, спутниковые операторы расширят количество предлагаемых каналов и услуг».
Вероятно, к 2015 году нам будет что посмотреть.