МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Покупателям разрешили разорять магазины

Революционные рекомендации Верховного суда помогут защитить потребителей

Фраза «покупатель всегда прав» отныне будет чаще звучать в зданиях Фемиды. Высшие судьи рекомендовали людям в мантиях заступаться за потребителей, а тем — не быть лопухами и не позволять нерадивым продавцам «давить» на себя.

Новый обзор судебной практики Верховного суда РФ позволит россиянам рассчитывать на поддержку служителей Фемиды в самых разных потребительских спорах. На что могут рассчитывать потребители — выяснил «МК». По сути, ВС целиком и полностью встал на сторону потребителей.

Фото: Сергей Иванов

Справка "МК"

<p><strong>Кто и&nbsp;как занимается защитой прав потребителей за&nbsp;границей</strong></p> <p><strong> Германия</strong></p> <p><strong>Кто:</strong> За&nbsp;сферу потребительской политики отвечает Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и&nbsp;защиты прав потребителей Германии, в&nbsp;компетенцию которого входит совершенствование законодательства. Однако практической реализацией потребительских интересов занимаются общественные организации, финансирование которых осуществляется государством. Крупнейшей из&nbsp;таких организаций является Федеральное объединение центров защиты прав потребителя ( Verbraucheizentrale Bundesverband). В&nbsp;это объединение входят 16&nbsp;земельных союзов потребителей и&nbsp;25&nbsp;отраслевых организаций. Все они оказывают юридические консультации пострадавшим потребителям, а&nbsp;также отстаивают их&nbsp;интересы в&nbsp;суде.</p> <p><strong>Основные законы:</strong> Специального закона нет, меры по&nbsp;защите прав потребителей закреплены в&nbsp;различных правовых актах, важнейших из&nbsp;которых является принятый в&nbsp;2007 году закон об&nbsp;информировании потребителей.</p> <p><strong> Украина</strong></p> <p><strong>Кто:</strong> На&nbsp;защите интересов потребителей Украины стоит Управление по&nbsp;делам защиты прав потребителей при Госпотребинспекции.</p> <p><strong>Основные законы:</strong> В&nbsp;1993 году был принят закон &laquo;О&nbsp;защите прав потребителей&raquo;. Он&nbsp;регулирует отношения между потребителями товаров, работ и&nbsp;услуг и&nbsp;производителями, устанавливает их&nbsp;права, а&nbsp;также определяет механизм их&nbsp;защиты.</p>

— Сложнее всего добиться справедливости до сих пор было туристам, — говорят в Верховном суде РФ. — Вот, например, человек купил путевку, а потом не смог отправиться в путешествие по объективным причинам или просто передумал ехать. Турагентство в таких случаях требует выплатить неустойку. Часто отказывается возвращать аванс. А мы разъяснили, что это незаконно и клиент ничего туроператору не должен.

Второй важный момент — ВС объяснил, что делать, если вещь была некачественной, а продавец отказывается возвращать деньги. Высшие судьи сразу расставили точки над «i» — покупатель, заявивший, что товар плохой, доказывать это не обязан. Сделать это должен продавец (один или вместе с изготовителем). Цитирую: «в споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара именно продавец доказывает факт отсутствия в нем недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине». Если же он не пожелает это делать, то автоматически будет считаться, что прав покупатель. Если вначале продавец стал тянуть с возвратом денег или вообще отказался добровольно выплатить их, суд обязан его еще и оштрафовать. Чтобы в следующий раз не жульничал и другим неповадно было.

ВС привел и любопытный случай — из-за некачественной проводки сгорела машина. Так вот, по мнению судей, продавец должен выплатить стоимость авто и сгоревшего вместе с ним гаража, прочего имущества. Более того, автолюбитель может еще потребовать возмещения морального вреда — ведь он сам или члены его семьи не пострадали по чистой случайности.

Не смогут теперь уйти от ответственности коммунальщики, которые отключили людям свет, воду и газ. Речь идет о тех случаях, когда жильцы исправно платили по квитанциям, но деньги до прямых поставщиков не дошли, растворившись на счетах посредников.

Еще один важный момент касается дольщиков. ВС в своем решении указал, что если многоэтажка сдана позже срока, то покупатели квартир, заключившие договоры на стадии строительства, вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда.

Любопытно, что разъяснение ВС — своеобразный подарок к юбилею: исполнилось 20 лет Закону о защите прав потребителей. В Обществе защиты прав потребителей признают, что взаимоотношения потребителей и производителей в России находятся сегодня на очень низком уровне. Бизнесменам сегодня выгоднее ходить в суд, чем поддерживать высокое качество своей работы, говорит юрист организации Мария Свиридова. «Так называемый американизм, когда люди судятся по мелочам, — это, к сожалению, единственный выход», — считает Свиридова.

Самыми проблемными в ОЗПП считают рынки автоперевозок, связи, ЖКХ, страхования и, конечно, продуктов питания. «Согласно данным Роспотребнадзора, порядка 50% продуктов питания не соответствует заявленным требованиям», — заявил председатель ОЗПП Михаил Аншаков. Увы, по словам Аншакова, во многом деятельность Роспотребнадзора сведена к «полной профанации». С 2003 года государственные стандарты (ГОСТы) имеют рекомендательный характер. «Официально говорится, что хотели перейти на технический регламент. Называлось 350–400 необходимых регламентов. Сейчас их 20. Контрафакт можно производить легально, — считает эксперт. — Очень тяжело добиться даже внеплановой проверки. В Европе же достаточно одного звонка», — говорят правозащитники.

Кроме всего прочего Аншаков подчеркнул, что граждане пока сами не проявляют достаточной активности. По его словам, единственная сфера, где потребители действительно пытаются защитить свои права, — это недвижимость.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах