Заявление Ван Ромпея означает существенную разницу в подходах европейских политиков к решению проблем региона.
Впрочем, за ромпеевским видимым отрицанием радикальных мер (подписание нового договора) стоят условия не менее жесткие. В первую очередь речь в заявлении европрезидента идет о том, что ЕС сможет лишать права голоса те страны, которым была оказана помощь, но которые при этом не предпринимают мер по сокращению бюджетного дефицита. Дефицит бюджета каждой страны, входящей в еврозону, не должен превышать 3% от ВВП, а размер ее долга — 60% ВВП. Фактически эти правила действуют в ЕС постоянно, однако сейчас, согласно данным из утечек, речь идет о том, чтобы зафиксировать эти положения, в том числе и в национальных законах.
Кроме того, Ромпей предлагает расширить полномочия соответствующих органов ЕС, позволяя им непосредственно участвовать в экономической политике отдельных стран. Президент ЕС также не исключает введения единых облигаций в еврозоне, а также объединения европейского долга (против чего, в частности, выступает Германия).
Все это, по мнению Ромпея, не требует составления нового договора ЕС — достаточно лишь внести соответствующие поправки в законодательство каждой страны.
Между тем противоречия в планах Ромпея и пары Саркози—Меркель не единственный конфликт интересов в ЕС. По признанию сам ого президента Евросоюза, дальнейший вывод еврозоны из кризиса может потребовать пересмотра ключевых документов ЕС. В этом случае те страны, которые входят в ЕС, но не в еврозону, могут оказаться за бортом. Британский премьер Кэмерон, в частности, уже заявил, что никакие договоры не подпишет до тех пор, пока там не будут содержаться гарантии для Великобритании. В британском парламенте уже раздаются голоса, предлагающие провести референдум о членстве страны в ЕС. По мнению ряда политиков, ЕС продолжает усиливать влияние на различные входящие в него страны, не учитывая их собственных интересов.