Сначала ждали, что Спецкомитет Конгресса США разработает программу снижения за 10 лет дефицита американского бюджета на $1,5 трлн. Не дождались. Хотя между республиканцами и демократами есть договоренность о том, что если договориться не удастся, начнется автоматический секвестр $1,2 трлн., пополам военных и гражданских статей (кроме специально защищенных).
В еврозоне определенности куда меньше. Все понимают, что если в Италии разразится долговой кризис, сил справиться с ним не хватит. Тогда еврозону придется закрывать. Денег нет. Ни у европейского стабфонда, ни, как выясняется, у МВФ. Хотя надежда была. В воскресенье газета La Stampa сообщила, что МВФ может открыть Италии кредитную линию объемом 400–600 млрд. евро.
И снова — холодный душ. Вчера МВФ опроверг даже проведение переговоров с Италией о предоставлении экстренной помощи. Что впереди? Если денег на расшивку долгов нет, их остается напечатать. Такие полномочия должен получить ЕЦБ. Для этого надо изменить множество документов, потому что массированный выброс новеньких хрустящих евро приведет к его девальвации и, соответственно, всплеску инфляции. А это тема деликатная. Конституционный суд ФРГ уже создал прецедент: Германия вправе выйти из еврозоны, если там будет проводиться политика, ведущая к инфляции.
Но легких антикризисных путей не осталось. К тому же масштабная девальвация евро — проверенный способ подъема экономики за счет премии, которую получат экспортеры. А подъем экономики — это и есть победа над кризисом. Так что евро выбирает перед девальвацией и гильотиной. Хеппи-энда не будет.