МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Оперативная печать

Как открыть мини-типографию в Москве?

Оперативной полиграфии как российскому бизнесу чуть больше десяти лет. Этот рынок растущий, а вход на него в Москве доступен практически каждому.

Есть ли у вас визитки? Если нет, то наверняка заведете их в скором времени. А значит, либо вы, либо ваш работодатель обязательно обратится в фирму, оказывающую полиграфические услуги. Еще десять лет назад такой визит отнимал немало времени. На печать простейшей визитки или листовки уходило не менее 3–4 дней, а то и две недели: такова особенность офсетной печати, которую предлагают большие типографии.

Все изменилось благодаря совершенствованию оргтехники. Вначале стали доступны по цене ризографы (дупликаторы) — устройства трафаретной печати, заменившие типографские машины при печати небольших тиражей листовой продукции на офсетной (газетной) бумаге. Затем и принтеры достигли вполне высокохудожественного качества печати. Вдобавок они стали печатать на листах толстой и рельефной дизайнерской бумаги.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Главное достоинство сегодняшней оперативной полиграфии — скорость. Визитки и другие материалы, для печати которых используется профессиональный цветной принтер, могут быть напечатаны даже на глазах у клиента за считаные минуты. Листовой тираж можно получить через пару часов. Конечно, обычно за такую срочность делается надбавка, а обычный срок — сутки. Тем не менее по сравнению с типографскими сроки исполнения впечатляют.

Главный недостаток оперативной полиграфии является продолжением ее достоинств — быстро, не всегда хорошо. Качество офсетной печати и сегодня зачастую превосходит качество печати даже отличных принтеров. Другое дело, что для листовок, разбрасываемых по почтовым ящикам, например, совершенно не нужно высокохудожественное исполнение: достаточно, чтобы текст читался даже на цветной бумаге. Однако этот факт надо иметь в виду при выборе целевой аудитории своего бизнеса и закупок техники.

КРУГ КЛИЕНТОВ

Итак, кому чаще других нужны полиграфические услуги? Во-первых, это молодые компании или компании, только что переехавшие в новый офис: пока солидные визитки будут напечатаны в большой типографии, пока партнеры выучат новый адрес... А временные визитки и листовки с текстом о том, куда переехала компания и как ее найти, или о том, чем это компания занимается, — вот они, что называется, под рукой.

Во-вторых, это компании, устраивающие различные мероприятия. Каталог конференции (выставки, «круглого стола», семинара) должен быть изготовлен как можно ближе к началу мероприятия. Ведь не секрет, что список приглашенных спикеров часто окончательно утверждается накануне вечером. А значит, и печать каталога должна идти всего несколько часов.

В-третьих, это всевозможные торговые точки — как в моллах, так и стрит-ритейл. Им нужно, чтобы как можно больше прохожих или посетителей торгового центра узнали о них и их предложениях. А значит, им постоянно нужны все новые и новые листовки, флаеры, а еще бейджи и визитки для сотрудников.

В-четвертых, это те, кому нужно печатать и копировать много документации: налоговые органы, образовательные учреждения (курсы, вузы) и проч.

В-пятых, это фрилансеры и представители свободных профессий. Визитки им необходимы для самопрезентации, а крупным типографиям изготовление 100 штук визиток неинтересно.

«ХЛЕБНЫЕ» МЕСТА

Нужно сказать, что в оперативной полиграфии есть две главные составляющие успеха. Это месторасположение вашего бизнеса и оборудование. Где нужно располагаться — видно из вышеперечисленных характеристик вашей целевой аудитории: крупные офисы и торговые центры, оживленные улицы с большим количеством торговых точек или офисов, помещения, соседствующие с налоговой инспекцией, образовательным учреждением и т.п.

Многие мини-типографии специально отслеживают новости о скором открытии крупного офисного или торгового центра и снимают там уголок одними из первых, чтобы застолбить место. Много не надо, достаточно и 6 кв. м — минимальной площади, разрешенной налоговиками для юридического адреса фирмы. А для открытия точки заказов (если офис в другом месте) достаточно и стойки буквально в 1–2 кв. м. Да, обычно приходится потерпеть месяца три без особых заказов — пока другие арендаторы не начнут вселяться. Зато потом года полтора-два гарантирован поток заказов, вдвое-втрое превышающий объем даже на самых «хлебных» обжитых точках.

Хорошими местами являются также выставочные центры. Правда, там, порой, неохотно сдают места мини-типографиям, так как имеют собственные.

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

Итак, с местом разобрались, пора приступать к закупкам. Минимальный набор оборудования для мини-типографии: принтер, резак для бумаги и компьютер с установленными дизайнерскими программами. Желательны также: ламинатор, скруглитель углов визиток, переплетная машина для изготовления каталогов, брошюр, календарей и проч. (на пластиковую, а затем и на металлическую скобу). Но это оборудование можно докупать постепенно, на доходы от бизнеса.

На качестве оборудования бывалые профессионалы советуют не экономить. То есть тот же принтер должен быть профессиональным и выдерживать большое количество рабочих циклов, программы для создания макетов должны быть легальными и также предназначенными для профессионального использования (хотя на самом старте бизнеса можно использовать и ту программу, что «зашита» в ПО вашего компьютера). Стартовый капитал составляет порядка $25–30 тысяч. Можно сэкономить, купив оборудование б/у, но делать это стоит только в том случае, если вы можете самостоятельно починить его. Иначе ремонт может влететь в копеечку.

Зато новое оборудование можно взять в лизинг — такие услуги предлагаются многими компаниями. Причем если обратиться в московский Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства, то совершенно реально получить субсидию на лизинг. Размер субсидии солидный — до 100% суммы первого взноса (но не более 5 млн. рублей) и (или) 25% первоначальной стоимости предмета лизинга. Стоимость предмета лизинга и сумма первого взноса принимаются к возмещению без учета налога на добавленную стоимость.

Порядок получения субсидии на лизинг прост. Надо обратиться в окружной центр развития предпринимательства по адресу регистрации или фактического расположения предприятия. Его сотрудники бесплатно помогут собрать необходимые документы. Затем необходимо прийти на заседание отраслевой комиссии при департаменте, которая принимает решение относительно выдачи субсидии. В случае одобрения проекта требуется заключить договор с департаментом и получить субсидию. Дополнительную информацию можно получить в единой телефонной справочной службе поддержки малого бизнеса: +7 (495) 780-92-22 или на портале «Малый бизнес Москвы» (http://www.mbm.ru).

Опытные люди говорят, что субсидию на первый взнос по лизингу брать выгодно — оперативная типография дает отдачу уже в первые месяцы, поэтому сами регулярные платежи менее трудны для выплат, чем накопление первого взноса. Кстати, в этом случае есть смысл закупить как можно больше оборудования, чтобы выпускать еще брошюры и «сувенирку» (складывающиеся календари, пригласительные и проч.).

ПОМОЩЬ СТАРТ-АПАМ

Помимо субсидий на лизинг департамент выдает субсидии начинающим предпринимателям (до 500 тыс. рублей). Ими признаются предприятия и индивидуальные предприниматели, со дня государственной регистрации которых прошло не более двух лет и основным видом экономической деятельности которых не является оптовая и розничная торговля.

Новички могут использовать деньги из городского бюджета на оборудование рабочих мест (мебель и оргтехнику), приобретение основных средств и расходных материалов (до 30% от запрашиваемой субсидии). Кроме этого, субсидия может использоваться для покрытия расходов на аренду (из расчета 3600 рублей за квадратный метр в год).

Порядок получения субсидии для новичков точно такой же, как и для получения субсидии на лизинг (см. выше). То есть сначала нужно прийти или позвонить в окружной центр развития предпринимательства по адресу регистрации или фактического расположения предприятия.

«Для меня сложным оказалось составление бизнес-плана, — говорит гендиректор ООО „Арт-Шелк Дизайн“ Сергей Харламов. — Спасибо, помогли дельными советами специалисты из центра развития предпринимательства ВАО. В результате заявка нашей компании, оказывающей полиграфические услуги, набрала максимальное количество баллов по интегральной системе и в конце сентября была одобрена отраслевой комиссией». Полученные 500 тыс. рублей бизнесмен Харламов планирует потратить на покупку оборудования для трафаретной печати. «Минимальный стартовый комплект такого оборудования стоит 1,5 млн. рублей, так что субсидия оказалась весьма кстати», — пояснил бизнесмен, который задумал создать в Москве биржу для дизайнеров сувенирной продукции. Он советует своим начинающим бизнесменам не тянуть со звонком в окружные центры поддержки предпринимателей.

С ним согласен и Александр Серединский, руководитель ООО «Блистер-Упаковка», производящего ценники, рекламные витрины и занимающегося приваркой блистера к картону. В конце августа предприниматель подал заявку, а в конце сентября получил субсидию. «Объемы заказов растут, вручную справляться с ними мы уже не успеваем, — говорит бизнесмен. — Срочно нужна автоматическая линия для производства блистерной упаковки. Выделенные 500 тыс. рублей и пойдут на покупку оборудования. Уже ищу двух новых фасовщиков-упаковщиков».

Серединский твердо решил снова обратиться к знакомым экспертам: после того как отчитается за субсидию для новичков, решил получить субсидию на продвижение продукции. «Пора выходить на большую воду. Надеюсь, в этом моему делу помогут профильные выставки», — заключил бизнесмен.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Окупаемость мини-типографии очень высокая — 6 месяцев (особенно если открыть ее с учетом высокого сезона с октября по декабрь), максимум — год. Но надо помнить, что сам доход не очень велик: чистая прибыль после всех выплат будет составлять у вас порядка 50-100 тысяч рублей в случае печати только визиток.

Для увеличения прибыльности опытные бизнесмены советуют постепенно расширять предложение: купить ризограф для печати листовок и каталогов. Правда, он шумный и пачкающий, поэтому потребует аренды какого-нибудь подсобного помещения.

Плюс с самого начала деятельности есть смысл подучить издательское и полиграфическое дело и предложить клиентам также услуги традиционной офсетной печати: здесь вы будете получать до 25% агентского вознаграждения от типографий, что даст чистую прибыль в размере 15% от стоимости заказа.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах