Прежде жилищная политика горадминистрации была ориентирована на слишком узкую прослойку людей. «В Москве в пиковые годы строилось порядка 5 млн. кв. м жилья, но доступно оно было только 10% горожан», — говорит Левкин. Из этого количества 4% — это очередники, получавшие свои квартиры бесплатно или по льготным расценкам. По данным Департамента жилищной политики, с 1991 по 2011 год очередь сократилась с 218 до 116 тыс. семей. Остальные 6% — это граждане, способные оплатить московские квадратные метры из собственного кармана. В мэрии признают, что, несмотря на высокий уровень зарплат, основную долю строящегося в Москве жилья ежегодно скупали жители других, прежде всего нефтегазовых регионов, а также инвесторы. «Таким образом, 90% москвичей оказались за бортом жилищных программ. Им не были предоставлены никакие инструменты, позволяющие получить жилье в пользование или приобрести в собственность по ценам, соответствующим их материальному положению», — сетует Левкин.
Новая госпрограмма «Жилище» должна, по словам чиновника, ликвидировать этот пробел в первую очередь за счет развития цивилизованного рынка найма жилья. Как пояснил глава Департамента жилищной политики Николай Федосеев, в 2012–2016 гг. на территории Москвы планируется возводить арендное жилье двух типов. Во-первых, городские бездотационные дома, квартиры в которых смогут на льготных условиях арендовать очередники. И, во-вторых, коммерческие доходные дома, строящиеся за счет частных инвестиций.
Первое направление мэрия активно развивает уже несколько лет: на сегодняшний день в городе работают 6 бездотационных домов, 3 дома заселяются и еще 4 будут переданы очередникам до конца 2011 года. «Средняя плата семьи за пользование двухкомнатной квартирой составляет 6–7 тыс. руб. в месяц, с учетом затрат на коммунальные услуги, ремонт и содержание», — говорит Федосеев. Со следующего года власти намерены финансировать строительство не менее семи (85 тыс. кв. м) бездотационных домов в год. Предполагается, что до конца 2016 года в них смогут поселиться порядка 7,5 тыс. очередников. Правда, уточняет Федосеев, есть одно существенное «но»: если раньше люди, соглашающиеся арендовать жилье у города, могли выбирать, оставаться им в очереди или нет, то теперь заселение в бездотационные дома в 75% случаев будет проводиться со снятием с жилищного учета.
Что касается строительства классических доходных домов, то внятных объяснений, как будет развиваться это направление, у чиновников пока нет. «Нужно разработать для бизнес-сообщества такие условия, чтобы инвесторам было интересно вкладывать средства в жилищные проекты с длинными сроками окупаемости», — говорит Левкин. Федосеев предлагает дать застройщикам налоговые льготы, а также снизить стоимость земельных участков, выделяемых под доходные дома. Он уверяет, что при грамотно разработанной документации инвестор не сможет раньше установленного мэрией срока продать предназначенные для аренды квартиры в собственность. Участки под доходные дома, по его словам, планируется выделять только на территории Москвы — благо она теперь большая. Помимо присоединяемых областных земель своим резервом мэрия считает промзоны и нежилые помещения, которые могут быть перепрофилированы под арендное жилье. Попадают в эту категорию и заброшенные здания в центре столицы.