Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но бог бы с ним. Все же минус 4%. Можно сказать, синица в руке, а не 26% в небе. Но эти 4% стоят для бюджета в одном 2012 году 460 млрд. рублей. А это почти 1% ВВП. Или треть от первоначально запланированного дефицита федерального бюджета. Искать реальную компенсацию правительство не стало, а решило — пусть дыру в казне заткнут успешные работники, зарабатывающие более 60 тыс. рублей в месяц. Вернее, если совсем уж быть точным, больше платить налогов придется их работодателям.
Схема такова. Сейчас действует регрессивная шкала страховых взносов. С суммы до 463 тыс. рублей в год на одного работающего в этом году (в 2012-м — 512 тыс.) работодатель платит 34%. С превышающей этот порог суммы — ноль. С 2012 года все иначе — до 512 тыс. рублей будет отчисляться 30%, со всех начислений свыше этой планки — еще 10%. В Минфине исходят из того, что в ближайшие два года регрессия будет стартовать с 60 тыс. рублей. То есть предпринимателям, начисляющим своим работникам 60 и более тысяч рублей в месяц, придется на круг доплатить в казну 155 млрд. рублей только в 2012 году.
В Минфине успокаивают. Во-первых, только 5% россиян зарабатывают от 60 тысяч рублей и выше в месяц. Во-вторых, в дело пошли лукавые цифры. Так, если пересчитать по-новому, сколько в процентах уйдет денег из фондов зарплаты, то получается, что реальная эффективная ставка страховых платежей для предприятий с высокой долей много зарабатывающих будет значительно меньше 30%. Если все будут получать намного выше 100 тыс. рублей в месяц — то не более 15%. Но это в процентах, а в живых деньгах придется платить больше. К чему это приведет? В лучшем случае придется забыть об обещанных повышениях зарплат, в худшем — смириться с их небольшим снижением. А ведь высокооплачиваемые работники — это основа инновационного рывка.
А был ведь и другой путь, предложенный рабочей группой стратегии «2020». Вернуться к 26%, а выпадающие доходы полностью покрыть ростом табачных и алкогольных акцизов. Но, видимо, водочное лобби оказалось сильнее Минфина.