Поскольку отказ платить по долгам и обвал курса рубля произошли одновременно, многие россияне с тех пор называют "дефолтом" резкое падение курса рубля или просто экономический кризис.
Напомним, как все произошло. Незадолго до этого ставки по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО) со сроком обращения до 1 года превышали 100%. Это сделало их обслуживание непомерно дорогим. В то же время финансовые аналитики и государственные чиновники изо всех сил старались убедить людей, что ситуация находится под контролем. Чиновники же Международного валютного фонда не разделяли их уверенности и отказали России в очередном кредите. Как следствие, властям пришлось объявить о своей неспособности платить по счетам.
В тот же день Центробанк объявил и о значительном расширении валютного коридора, фактически означавшим девальвацию рубля. Границы были расширены до 6-9,5 рублей за доллар США, а вскоре ЦБ фактически отказался от поддержки курса российской валюты. И если 15 августа официальный обменный курс рубля к доллару составлял 6,3 рублей за доллар, то 1 сентября - уже 9,33 рублей, а 1 октября - целых 15,9 рублей.
Дефолт-1998 был вполне предсказуем. В 1997-м случился азиатский кризис, который повлек за собой естественное снижение спроса на нефть. В результате цены на основной продукт российского экспорта упали примерно на 40%. Если в 1997 году баррель североморской нефти Brent стоил в среднем 19,3 долларов, то к февралю 1998-го цена упала примерно на 37% - до 12,1. Российская нефть продавалась еще на 5% ниже.
Почему Центробанк медлил? Сергей Алексашенко, который в 1998-м был первым заместителем председателя ЦБ и отвечал за денежную и валютную политику, систему расчетов и переговоры с МВФ, говорит, что для него наступление дефолта также отнюдь не было неожиданностью. "Для меня было ясно еще с конца 1997-го, что это произойдет", - вспоминает он. При этом бывший замглавы ЦБ не считает, что при выходе из сложившейся тогда ситуации были допущены серьезные ошибки. "Считаю, что то решение, которое было найдено российскими властями в 1998 году, было оптимальным, потому что последующие события показали правильность избранного пути. Тогда удалось быстро снизить темпы инфляции, и ситуация стала выправляться уже начиная с ноября", - отмечает Алексашенко.
О желательности девальвации рубля в том году говорили многие эксперты. Однако следует учитывать политический и социальный фактор. Правительству было страшно идти на девальвацию, так как это могло вызвать социальные протесты.
Впрочем, после дефолта Россия очень быстро расплатилась с долгами, увеличила собираемость налогов, а новый кризис 2008-го встретила с Резервным фондом, позволившим сгладить последствия резкого удешевления активов банков. Очевидно, что кризис научил российское правительство многому.
В то же время остались проблемы, которые российские финансовые власти пока не решили и которые могут обернуться большими неприятностями в будущем.