Половина из десяти регионов, которые участвовали вчера в селекторном совещании в Министерстве энергетики, жаловались на проблемы с наличием бензина. Томский губернатор Виктор Кресс рассказал, что на автозаправках, принадлежащих независимым компаниям, бензина нет вообще. На АЗС “Роснефти” и “Газпромнефти” топливо есть, за ним выстраиваются большие очереди. В Кемеровской области тоже спасают положение автозаправки вертикально интегрированных компаний, а мелкие продавцы остались без бензина, сообщил замгубернатора Сергей Кузнецов. Прося поставок, он напирал на то, что в шахтерском городке Междуреченске 9 мая отметят скорбную дату — годовщину трагедии на “Распадской”. “Ситуация в городе и так неоднозначная, и чтобы ее не накалять, надо обеспечить его бензином”. Алтайский замгубернатора Александр Лукьянов заверил, что сейчас все ограничения на заправках края сняты, но регион ждет новых поступлений топлива.
Проблема с поставками бензина была связана с дефицитом производства продуктов, оправдывался представитель “Роснефти”, — компания отправляет практически весь свой бензин на внутренний рынок: “Однако ресурсов одной “Роснефти” недостаточно”.
“На сегодняшний день мы договорились, что компании все объемы поставят на внутренний рынок, на экспорт никто не пройдет. До этого в связи с тем, что продажи по биржам в марте—феврале не совсем шли, компании часть объемов вывезли за рубеж”, — отметил замминистра энергетики Сергей Кудряшев. Позже, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что в ближайшей перспективе рост цен на бензин составит 5%.
Если цена за литр бензина, по прогнозу Минэнерго, действительно поднимется на 5%, то новые ценники на заправках серьезно напугают многих автомобилистов столичного региона. Ведь в реальных цифрах стоимость литра АИ-95 вплотную приблизится к психологическому барьеру в 30 рублей, в то время как цена на АИ-92 достигнет уровня 25—26 рублей. Конечно, не стоит ожидать, что водители массово пересядут на общественный транспорт. Но недовольство одной из самых активных и многочисленных социальных групп, столь нежелательное в предвыборный год, обеспечено.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:
— Запрет экспорта — мера из разряда оригинальных. Во-первых, экспорт в сырьевых формах все равно продолжится. Во-вторых, экспорт чистого бензина если даже и увеличился, то ненамного, а введение запрета противоречит логике всех последних экономических преобразований. Но самое главное — такое решение совершенно не гарантирует снижения цен. Зерновое эмбарго тому наглядный пример: мера крайняя и совершенно неэффективная. Экономику не обманешь.
Евгений АРКУША, вице-президент Российского топливного союза:
— У нас сейчас две проблемы — дефицит и высокие цены на бензин. Правительство решает эти проблемы последовательно: увеличение производства топлива и уменьшение экспорта. Последнее как одномоментная мера — действие быстрое и правильное. Но, так или иначе, это очередное административное вмешательство в рыночные отношения. Подобного рода решения становятся уже традицией, чего быть не должно. В то же время власти продолжают повышать налоговую нагрузку на отрасль: увеличение акцизов уже было и планируется в следующем году. Нельзя одной рукой поднимать налоги, а другой требовать низких цен на продукцию.