Программа по строительству “народных гаражей” в ЦАО не задалась с самого начала. Вместо 23 обещанных площадок власти округа смогли подобрать только 4, причем все они располагались в Таганском районе, на одной-единственной Международной улице. Уже перед отставкой Юрия Лужкова представители стройкомплекса признавались, что классические открытые паркинги в центре города строить невозможно и нужно переходить на компактные, хотя и более дорогие, механизированные парковки. Они занимают всего 100 кв. м и могут свободно размещаться между торцами зданий, не загромождая дворы и улицы. Однако официально похоронить программу “Народный гараж” у чиновников до недавнего времени не хватало мужества: еще в начале года жителям торжественно обещали построить в ЦАО не менее 17 дешевых паркингов.
Новый глава стройкомплекса Марат Хуснуллин не скрывает бесперспективности этих планов. По его словам, себестоимость машино-мест в ЦАО стартует с 500—600 тыс. руб. и в большинстве проектов доходит до 1 млн. руб., поэтому никаких “народных” цен здесь быть не может. “Жителям центра, не имеющим возможности приобрести машино-места по коммерческим расценкам, остаются их дворы”, — честно заявил г-н Хуснуллин “МК”. При этом власти обещают сделать парковку во дворах максимально удобной. Дополнительные стоянки оборудуют там, где машины паркуются уже много лет — например, возле тепловых пунктов или мусорных контейнеров. “Дети на игровых площадках и бабушки на лавочках у подъездов не пострадают”, — обещает Хуснуллин. Еще одним резервом для создания бесплатных паркингов в ЦАО является существующая улично-дорожная сеть. Там, где это возможно, местные проезды и улицы планируется расширить на 1,5 метра с каждой стороны и “спрятать” в получившиеся карманы частный автотранспорт.
Всего в 2011 году в центре Москвы намечено построить и ввести в эксплуатацию 21 тыс. машино-мест, что в 3,5 раза превышает показатели прошлого года. На 2012—2013 гг., по данным префектуры, подобраны 2 тыс. участков общей вместимостью 160 тыс. машино-мест, а к 2016 году на территории округа должно быть организовано не менее 300 тыс. дополнительных парковочных мест. Понятно, что такие масштабы потребуют от чиновников беспрецедентных усилий. Под развитие парковочного пространства отдадут все, что еще осталось — территории предприятий и организаций, а также участки, освободившиеся после отмены инвестконтрактов.
Кроме того, горадминистрация планирует реанимировать проекты 2007—2008 гг., предусматривающие создание паркингов в подземном пространстве городских площадей и улиц. По данным “МК”, в адресный перечень гаражного строительства ЦАО включен участок на проспекте Сахарова от Садового кольца до Каланчевской улицы, под которым планируется разместить стоянку на 1906 автомобилей. Еще порядка 1700 машино-мест должны появиться у города в процессе освоения подземного пространства под Тверской улицей. Строительство многоярусных паркингов запроектировано на 4 площадках — от Манежной площади до Камергерского переулка (402 машино-места), от Камергерского переулка до Тверской площади (281 машино-место), под Тверской площадью (434 машино-места) и под Триумфальной площадью (563 машино-места).
Все подземные и наземные гаражи в ЦАО впредь будут строить инвесторы. Город оплатит только подготовку площадок: за счет бюджетных средств они будут очищены от имеющихся сооружений и инженерных коммуникаций. По мнению властей, разработанная схема будет способствовать снижению продажной стоимости машино-мест. Сейчас место в организованном паркинге в ЦАО стоит от 1,5 до 5 млн. руб.