Напомним, что помогать России разрабатывать социально-экономическую программу были выписаны профессор Филипп Альтбах из Boston College, консультант Всемирного банка Питер Стернс и бывший советник Тони Блэра Питер Барбер. Возглавляют экспертную комиссию ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Великие умы сообща поставили диагноз российской экономике. В докладе сообщается, что на сегодняшний день Российская Федерация застряла в «ножницах неконкурентоспособности». Главными недостатками экономики страны эксперты назвали ухудшение делового климата и деградацию институционального развития. Однако ученые нашли и явные плюсы - это обширный внутренний рынок и макроэкономическая стабильность.
Не нравится комиссии и инфляция. Владимир Мау в связи с этим предложил один из вариантов решения проблемы: выровнять внутренние цены со среднемировыми и вместо экспортных пошлин повысить налогообложение. «Мы рассматриваем в правительстве эти варианты, и министерство экономического развития высказывало свои соображения по этому поводу», - туманно отреагировал Путин. Также участвующий в дискуссии глава ЦБ Сергей Игнатьев высказался более конкретно. По его мнению, ставить такую амбициозную цель как низкая инфляция пока рано. Добиваться такого же показателя как в развитых странах (то есть от 1 до 3%) можно будет только через 5-6 лет – не меньше. «Мы планируем в этом году инфляцию снизить до 6-7%. Это вполне реальная цель при условии, что будет нормальный рост производства, - сообщил Игнатьев. - Цель по инфляции на будущий год - 5-6%. А там она пойдет вниз - к цели 3-5%. Это нормальный темп для России. Меньше, я считаю, пока преждевременно, потому что у нас есть определенные перекосы в относительных ценах».
Глава ЦБ пояснил, что в России есть некоторые товары и услуги, которые имеют явно низкую цену и должны дорожать. Например, это газ. «Если же пытаться подавлять инфляцию до 2%, поднимая цену на него, можно нанести ущерб экономическому росту, - продолжал «разжевывать» Игнатьев. - Только после того, как будут решены проблемы с относительными ценами, можно будет говорить о низкой инфляции».
Впрочем, против такой меры как повышение налогов глава ЦБ отнюдь не возражал. Лучше повысить налоги и их собираемость, чем увеличивать дефицит бюджета, высказался чиновник. Путин, однако, был не в восторге. В вопросе повышения налогов нужно действовать очень аккуратно, заявил он. Лучше, по его мнению, сократить раздутые без необходимости расходы бюджета. Относить к таким траты на «социалку», которые эксперты ругают за избыточность, он категорически отказался.
Налоговое бремя надо, напротив, уменьшать - для малого и среднего бизнеса, вспомнил чаяния предпринимателей премьер. «Ранее мы приняли решение по социальным расходам, и это стало тяжелым испытанием для малого и среднего бизнеса, - напомнил он. - И мы уже думаем над тем, как такие решения нам принять, чтобы это бремя было уменьшено».
Россия сейчас и не может повышать налоги для получения бездефицитного бюджета окончательно «зарубила» идею глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. «Я тоже за бездефицитный бюджет. Но нужно смотреть, как это влияет на экономику», - напомнила она. Главное, осадила она экспертов, не зацикливаться на бездефицитном бюджете. Ставить задачу достичь его к определенному году Набиуллина считает вредным занятием.
Путин закончил дискуссию обещанием: правительство РФ намерено извлечь рациональное зерно из рекомендаций экспертов, работающих над стратегией-2020. Правда, какие идеи ему нравятся, премьер так и не пояснил.