Напомним, что Московский международный центр “Москва-Сити” строится на участке площадью 60 га, расположенном на Краснопресненской набережной. Концепция предусматривает возведение 26 зданий высотой от 90 до 600 метров, в которых будут размещаться более 4 млн. кв. м офисных, гостиничных и рекреационных помещений. В настоящее время в эксплуатацию введена только пятая часть (840 тыс. кв. м) запланированных площадей, а большинство небоскребов Сити находится на разных этапах строительства, включая стадию “котлован”.
Согласно отчету Департамента дорожно-мостового строительства, размещенному на сайте ведомства, до конца 2010 года инвесторы обещают завершить сооружение еще трех объектов — многофункционального административно-делового комплекса с апартаментами “Город столиц”, небоскреба “Аква-Сити-Палас” и торгово-развлекательного комплекса “Mall of Russia” в Центральном ядре.
Однако проблем у делового центра в настоящее время существенно больше, чем побед. Хуже всего дела обстоят с дорожной сетью и парковками, которые должны обеспечивать обслуживание сотрудников и гостей комплекса. Уже сейчас дневное население Сити насчитывает 100 тыс. человек, тогда как построенные паркинги рассчитаны всего на 2 тыс. машиномест, а транспортная схема комплекса до сих пор существует только на бумаге. “Изначально концепция Сити не содержала транспортной составляющей. Участки девелоперам выделялись без учета того, как будет организован подъезд к небоскребам”, — признает собеседник “ЭВ” в горадминистрации. По его словам, проект строительства дорожной сети в районе ММДЦ “Москва-Сити” появился в 2005 году, но из-за больших обременений руки, а главное — бюджетные деньги, до него так и не дошли. “Дело в том, что проектом предусматривается расширение 1-го Красногвардейского проезда и улицы Антонова-Овсеенко со сносом и расселением нескольких жилых домов, — поясняет источник. — Это очень затратное мероприятие, поскольку новые квартиры гражданам должны предоставляться в границах ЦАО”.
У привлеченных мэрией инвесторов также не нашлось средств на создание необходимой деловому центру транспортной инфраструктуры. Один из самых проблемных участков Сити расположен вблизи Третьего транспортного кольца и зарезервирован под строительство транспортного терминала с пересадочным комплексом, станцией мини-метро и автостоянкой на 900 машиномест. Чтобы облегчить жизнь девелоперу, горадминистрация согласовала размещение рядом с терминалом гостиничного и офисного зданий, а также продлила срок действия договора аренды земельного участка на весь период кредитования застройщика. “Но работы на объекте, замороженном с января 2009 года, так и не начались, — злится представитель стройкомплекса. — Зарегистрированный в Нидерландах владелец кормит нас “завтраками”, уверяя, что до конца декабря с котлованом ничего не случится”.
Не проявляют особого рвения и строители так называемого Северного въезда в Сити, который возводится в качестве обременения силами компании “Капитал Групп”. Согласно двум постановлениям правительства Москвы, объект должен был быть сдан в эксплуатацию еще в 2008 году, однако до сих пор его готовность далека от 100%. “Последний срок сдачи прошел в сентябре, теперь инвестор обещает завершить работы к декабрю. Что ж, поживем — увидим”, — говорит собеседник. Он признает, что работа в Сити пошла бойчее с приходом к власти Сергея Собянина. Новый градоначальник еще не был на объекте, но пообещал провести совещание, чтобы подробно разобраться с каждым инвестпроектом. “Необходимо принять меры по скорейшему завершению строительства ММДЦ “Москва-Сити”, — процитировала слова мэра его пресс-служба. Напомним, что в день вступления в должность Сергей Собянин назвал Сити “градостроительной ошибкой”, которую нужно исправлять.
Боевой настрой мэра не может не настораживать девелоперов замороженных проектов, которых в настоящее время насчитывается порядка десяти. Помимо транспортного терминала в число аутсайдеров входят многофункциональный комплекс “Сити-палас” с Дворцом бракосочетания, небоскреб “Евразия-тауэр”, вторая башня комплекса “Федерация”, башня “Россия”, безымянные офисные здания на участках 16 и 20, а также городские объекты — здание мэрии и Мосгордумы, общественная площадь, центральный паркинг и киноконцертный зал.
Первой жертвой Сергея Собянина, как предполагают источники “ЭВ” в горадминистрации, может стать МФК “Сити-палас”, строительство которого не ведется уже много лет, а сам объект, согласно справке стройкомплекса, “законсервирован на неопределенный срок”. “Эту стройку либо отменят, засыпав вырытый котлован, либо передадут другому инвестору”, — прогнозируют они.
Сложнее будет найти решение для “Евразии-тауэр”, металлический каркас которой построен на 70%, и комплекса “Федерация”, где необходимо доделать 30 этажей второй башни и центральную часть с панорамными лифтами. В мэрии жалуются, что инвесторы этих объектов на контакты с чиновниками последнее время идут неохотно и ничего конкретного о перспективах возобновления работ на своих участках сообщить не могут. Что касается площадки, отведенной некогда под строительство самого амбициозного проекта Сити — 600-метровой башни “Россия”, то права на нее по-прежнему принадлежат структурам опального до недавнего времени предпринимателя Шалвы Чигиринского. В минувшую пятницу стало известно, что уголовные дела в отношении эмигрировавшего в Израиль бизнесмена прекращены, и он рассматривает возможность “возрождения своего бизнеса в России”. По данным “ЭВ”, представители Чигиринского уже обратились в стройкомплекс с предложением до конца 2015 года возвести в Сити 2—3 высотных здания и обслуживающий их паркинг. Но решение о возобновлении сотрудничества пока не принято. Прежнее руководство столицы после отмены строительства башни “Россия” собиралось разместить на ее месте плоскостную автостоянку на 520 машиномест.
Однако наиболее сложной дилеммой, стоящей перед градоначальником, является будущее зданий мэрии и Мосгордумы, которые строятся на 15-м участке делового центра. Весной 2010 года за счет средств городского бюджета был завершен нулевой цикл комплекса, состоящий из шести подземных уровней. В будущем году власти собирались оплатить сооружение еще двух, на этот раз надземных этажей. “Это необходимо сделать, чтобы обезопасить уже возведенные конструкции”, — пояснили “ЭВ” в Москомархитектуре. Однако дальнейшая судьба комплекса административных зданий по-прежнему не ясна: за 6 лет горадминистрация так и не смогла отыскать инвестора, который согласился бы безвозмездно передать властям 50% готовых площадей (т.е. порядка 300 тыс. кв. м.), а своих средств на столь масштабное строительство у Москвы нет. “Либо Собянин подключит административный ресурс и решит вопрос с финансированием, либо столичным чиновникам придется отказаться от идеи переезда в Сити”, — прогнозируют собеседники “ЭВ” в мэрии.