МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Высокоскоростная Россия

Наполеоновские планы РЖД

Российская железнодорожная монополия намерена связать разные уголки нашей немаленькой страны скоростными магистралями. Что из этого получится, пока неизвестно, но планы впечатляют.

Фото: Александр Корнющенко

ОАО "Скоростные магистрали", дочерняя компания ОАО "РЖД" и головное предприятие по строительству высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России, во вторник представляет на конференции High Speed Rail World в Мадриде проект развития высокоскоростного железнодорожного движения в РФ, в частности, на маршруте Москва - Санкт-Петербург.

Строительство ВСМ пока только планируется. Магистраль Санкт-Петербург - Москва, получившая название ВСМ 1, станет пилотным проектом. ВСМ 1 - это отдельная железнодорожная магистраль между двумя городами. Ее стоимость оценивается в один триллион рублей. Предполагается, что между Москвой и Санкт-Петербургом будут курсировать 42 пары поездов в сутки, которые смогут преодолевать расстояние за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 километров в час. Прогнозируемый объем перевозок составит более 14 миллионов человек в год.

Проект подготовки ВСМ 1 к международному тендеру выполняется компанией "Скоростные магистрали". В текущем году ОАО "Скоростные магистрали" разрабатывает концепцию проекта. Его презентация на международном рынке инфраструктурных провайдеров намечается на первую половину 2011 года.

Реализовывать проект ВСМ 1 планируется, как сообщалось, по схеме государственно-частного партнерства на основе контракта жизненного цикла. Схема КЖЦ предполагает формирование единого контракта с подрядчиком (специальной проектной компанией - СПК) на предоставление сервиса доступной и качественной инфраструктуры в течение всего срока жизни объекта. При КЖЦ государство не инвестирует средства в магистраль. Проектирование, строительство и сдача объекта в эксплуатацию ведется за счет подрядчика. После этого государство будет платить не за объект, а за сервис работающего объекта в течение всего его жизненного цикла, достигающего 30-40 лет.

Предполагается, что в перспективе в России появится целая сеть высокоскоростных железных дорог, включая такие направления, как Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки, Москва - Нижний Новгород, Москва - Екатеринбург и другие.

Отметим, что дополнительный импульс развитию темы строительства ВСМ дал указ президента РФ Дмитрия Медведева "О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ", подписанный в марте текущего года. Единственным исполнителем по осуществлению функций заказчика при проектировании инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта определено ОАО "Российские железные дороги".

Правительству РФ поручено определить механизмы и условия выделения бюджетных ассигнований, привлечения внебюджетных средств, предоставления госгарантий РФ для реализации проектов создания инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта. Также оно должно выработать комплекс мер, направленных на обучение и подготовку квалифицированных кадров для организации и обеспечения высокоскоростного движения.

Недавно по теме высокоскоростного движения (ВСД) в своем блоге высказывался, отвечая на вопросы пользователей, президент РЖД Владимир Якунин. Он писал, что его "мягко говоря, удивляют некоторые реплики типа того, что ВСД это "не более чем дорогостоящая игрушка", что "Сапсан" неуместен в нашей российской действительности" и тому подобное. ВСД - это никакая не игрушка, считает Якунин, а повышение качества жизни и обслуживания пассажиров и "колоссальная энергия развития" не только для железнодорожной отрасли, но и для 19 отраслей, которые ее обслуживают.

Создание национальной системы высокоскоростного движения к 2030 году - стратегический проект РЖД, который изменит транспортную систему страны, написал Якунин. Он напомнил, что будет создана альтернативная железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить безопасное движение поездов со скоростью 350 километров в час.

Пока не вполне ясно, кто именно будет поставщиком поездов и оборудования для новых магистралей. Но судя опыту “Сапсана” шансы российских производителей довольно скромны.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах