Рассказывает первый замруководителя Тендерного комитета Роман Сучков.
— Роман Владимирович, как изменилась процедура торгов с введением электронных аукционов?
— Раньше для участия в аукционе необходимо было подавать заявку, собрать пакет документов на каждый конкурс (причем сколько лотов столько и комплектов). Участник терял время (надо было подвезти документы), деньги (нотариальное заверение документов) только для того, чтобы получить возможность участвовать в торгах. С введением электронных аукционов ситуация изменилась в корне. Теперь взаимодействие заказчика с участником осуществляется не напрямую, а через электронную торговую площадку. Она несет ответственность за проверку документов, осуществляет аккредитацию поставщиков. Для того чтобы участвовать в торгах в течение нескольких лет, нужно только один раз аккредитоваться на площадке и получить электронно-цифровую подпись, которая позволяет совершать юридически значимые действия.
— Произошли ли перемены с финансовым обеспечением?
— Разумеется. Раньше для того, чтобы получить право участвовать в торгах, участник должен был на каждый аукцион предоставить платежное поручение в качестве подтверждения обеспечения заявки. Ради подтверждения серьезности своих намерений поставщик должен был каждый раз либо обращаться в банк, либо осуществлять операцию “клиент—банк” на каждый аукцион. На электронной торговой площадке все иначе: там работает инструмент резервирования. Участник направляет в адрес площадки денежные средства в нужном объеме, площадка осуществляет резервирование, учет денег, блокирование, а если участник принимает решение принять участие в торгах, то после торгов — разблокировку денежных средств в четко оговоренные сроки законом. Т.о. на интернет-торгах у участников появился солидный маневр при принятии оперативных решений.
— Обвал цен часто наблюдается?
— При проведении обычных аукционов резкое необоснованное снижение цен на 60—80% от суммы контракта мы наблюдали достаточно часто. На электронных аукционах такого нет.
— Почему?
— Система проведения электронных аукционов лучше продумана законодателями. Участник на них подает заявки на торговую площадку, которая гарантирует своей ответственностью, что эти заявки не будут раскрыты раньше установленного законом срока. Причем благодаря технологическим возможностям конфиденциальность обеспечивается не только между участниками, но и между заказчиком и поставщиком. Таким образом, некорректные действия госзаказчика исключаются. По окончании приема заявок от потенциальных поставщиков площадка направляет заказчику первую часть заявки. Тот имеет право ее принять или отклонить. После этого формируется протокол, и площадка в течение 2 дней с ним работает. Эти 2 дня нужны для того, чтобы площадка проверила протокол, поступление и блокирование денежных средств, совершила технологические действия и определила, кто из участников остался допущенным к торгам, чтобы он смог принять участие в подаче ценовых предложений. Затем площадка проводит интернет-аукцион. И только после его окончания заказчик получает вторые части заявок. В них раскрывается информация об участниках торгах: кто участвовал, какие ценовые предложения сделал. Дальше процедура такая: в соответствии с ценовыми предложениями заказчик по ранжиру рассматривает вторые части заявок. Кто из поставщиков первый, тот и победил. Все очень прозрачно и очень просто.