Бесконтактные платежи выгодны всем, утверждают банкиры. Группа Барклайс провела в Великобритании исследование, согласно которому две пятых из опрошенных 2000 покупателей не желают стоять в очереди более двух минут, а две трети регулярно отказываются от покупок из-за того, что не хотят терять время. Решением этой проблемы стали бесконтактные платежи, которыми уже давно активно пользуются за границей, но в России эта система делает только первые шаги. Московский индустриальный банк (МИБ) стал первым эмитентом карт PayPass. Отличие этой технологии от традиционной в том, что карту не нужно прокатывать через терминал, вводить пин-код и подписывать чек. Зачастую эта процедура только увеличивает проведенное в очереди время. Для проведения платежа держателю PayPass достаточно лишь прикоснуться картой к контактной площадке терминала. Оплата происходит мгновенно. Если сумма покупки превышает 1000 руб., то держателя попросят ввести пин-код, однако сам платеж при этом будет также совершен бесконтактным способом.
“Такая технология позволяет считывать клиентскую информацию с платежной карты или заменяющего ее предмета на определенном расстоянии от считывающего оборудования — от нескольких сантиметров до полуметра. Вместо платежной карты могут использоваться предметы, в которые можно встроить аналог чипа платежной карты, например брелоки, часы, мобильные телефоны”, — говорит вице-президент “Ренессанс Кредит” Михаил Староверов. Новая технология способна дать новый толчок развитию безналичных платежей в России, поскольку введение бесконтактных платежей позволит не думать о наличии мелких денег и значительно сократит время, которое нужно для совершения покупок. На Западе новую технологию уже давно оценили по достоинству, и здесь наша страна отстала на несколько лет.
“Великобритании потребовалось 3 года для того, чтобы каждое десятое предприятие розничной торговли установило бесконтактные платежные терминалы. Опираясь на эти результаты, можно сделать вывод, что бесконтактные технологии займут значимую долю на нашем рынке, особенно в Москве, где темп жизни выше. Поэтому мы начали выпуск кредитной карты с функцией бесконтактной оплаты проезда в Московском метрополитене”, — говорит председатель правления Барклайс Банка Николай Цехомский. Метро вообще стало лакомым куском для банков. Сбербанк планирует запустить бесконтактные платежи через мобильные телефоны. Интерес к этому проекту уже проявили столичный метрополитен и РЖД. Платежные системы в нем пока не участвуют, и на первом этапе чипом оснастят до 10 тысяч телефонов.
Судя по тому, что сразу несколько крупных игроков ведут активную политику на рынке бесконтактных платежей, до внедрения этой технологии в массы осталось не так уж много времени, тем более что такие карты можно будет использовать и для оплаты в обычных терминалах. “Сегодня подобные карты внедряются там, где большой поток потребителей не позволяет тратить время на проведение операции. В первую очередь это метро и, в целом, общественный транспорт. В западных странах технология развита и внедрена глубже — там PayPass используется для оплаты проезда по платным дорогам и даже для списывания штрафов с автомобилиста (при проезде через специальный терминал)”, — поясняет руководитель отдела некредитных продуктов для частных клиентов Банка Сосьете Женераль Восток Александра Ерошичева.
Начиная с 2011 года терминалы, обслуживающие карты PayPass, будут устанавливаться в торговых точках. Наиболее эффективно использование бесконтактных карт в торговых предприятиях, где необходимо быстрое обслуживание: АЗС, аптеки, кинотеатры, точки быстрого питания. “В настоящее время сеть приема карт с технологией PayPass практически отсутствует. И на построение такой сети требуются значительные вложения.
Кроме того, в рамках работы по внедрению данной технологии необходимо будет обучать клиентов и персонал торговых сетей”, — говорит Александр Бородкин, начальник управления пластиковых карт ВТБ24. “Вряд ли можно пророчить этой технологии повсеместное распространение в России, так как она ориентирована на совершение определенных типов расходных операций и на весьма скромные суммы сделок. К тому же в России сейчас достаточно мало мест, где клиенты часто совершают подобные покупки на малые суммы”, — скептически настроен Староверов. Он считает, что еще долгие годы ареалом распространения этой технологии будут крупные сети общепита, всевозможные автоматические устройства для продажи напитков, сигарет, газет, а также общественный транспорт, который уже давно использует технологию бесконтактных платежей. В США, где такого рода покупки совершаются в сотни раз чаще, технология бесконтактных платежей стала относительно популярной. В значительной мере ее распространению способствовал имиджевый аспект. Банки хотели продемонстрировать свою приверженность прогрессу и современным технологиям, сохранить позиции в борьбе за клиентов.
“Массовое внедрение технологии PayPass зависит от многих факторов, в том числе бизнес-потребностей банков. Если банки приступят к массовой эмиссии таких карт, то и эквайринг для обслуживания данных карт будет развиваться”, — прогнозирует Бородкин. С ним соглашается управляющий филиалов банка “Уралсиб” Денис Горбунов. Однако, по его словам, Россия еще технически не готова к применению новой технологии, а на массовое внедрение этой системы понадобятся годы. “Скорость внедрения технологии в России будет зависеть от стоимости оборудования, активности платежных систем в этой сфере и готовности других участников рынка — продавцов и поставщиков услуг — сотрудничать. Потенциал технологии очень высок, так как повышает удобство для клиентов”, — резюмирует Ерошичева.