МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Трубка мира

Как не перемудрить с табачными акцизами

Борьба с курением разворачивается на всех фронтах. Вредная привычка в 2011 году станет еще больше пополнять госбюджет. Министр финансов Алексей Кудрин объяснил внесенные поправки в Налоговый кодекс очень просто: “Выкурил пачку сигарет — больше внес средств на решение социальных задач: поддержку демографии, развитие других социальных услуг”. Налог на табак в 2011—2013 годах будет расти на 30—40% в год. В качественном плане цена за пачку сигарет после Нового года вырастет на 3—5 рублей. В результате курильщики к концу 2011 года пополнят бюджет более чем на 20 млрд. рублей. Но стоит отметить, что российская антитабачная политика пока движется плавно и постепенно в отличие от общемировых тенденций. Главной проблемой многих развитых стран, перемудривших в акцизных скачках, стал катастрофический рост контрафакта и контрабанды на табачном рынке.

Фото: Геннадий Черкасов

Российский табачный мир

Согласно законопроекту о повышении табачных пошлин, акциз на сигареты с фильтром с 2011 года может составить 280 рублей за тысячу штук плюс 7% от максимальной розничной стоимости. К 2013 году этот акциз вырастет до 460 рублей за тысячу штук плюс 8% от стоимости. Сейчас средние цены на пачку сигарет в дешевом сегменте колеблются в пределах 15 рублей, премиум-класса — 50—55 рублей. А это значит, что в новом году только за счет роста акцизов самые дешевые сигареты будут стоить около 18 рублей, дорогие — около 60. “Это очень маленькое повышение, которое не компенсирует огромное отставание России от всех европейских стран в деле борьбы с табакокурением. В прошлом году Украина повысила акцизы в три раза. Российское повышение акцизов приведет к такому ничтожному увеличению цены, которое будет не замечено потребителями, оно на фоне инфляции просто потеряется”, — считает депутат Госдумы Сергей Марков.

Справка "МК"

<p><strong>АНТИТАБАЧНЫЕ МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ В КАНАДЕ:</strong></p> <p>2000 год &mdash; Предупредительная надпись &mdash; 50%<br /> 2003&mdash;2005 годы &mdash; Запрет на курение в общественных местах<br /> 2008 год &mdash; Запрет на открытую выкладку табачной продукции<br /> 2009 год &mdash; Запрет на рекламу табачной продукции</p> <p><strong>АНТИТАБАЧНЫЕ МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ В РОССИИ:</strong></p> <p>1996 год &mdash; Запрет на теле- и радиорекламу, ограничения на рекламу в печатных изданиях<br /> 2001 год &mdash; Ограничения на потребление и продажу табачных изделий<br /> 2007 год &mdash; Запрет на наружную рекламу сигарет<br /> 2007 год &mdash; Новая акцизная система<br /> 2009 год &mdash; Предупредительная надпись &mdash; 30% лицевой стороны/50% оборотной стороны</p>

Напомним, что в апреле 2008 года Россия ратифицировала Рамочную конвенцию по борьбе против табака Всемирной организации здравоохранения (РКБТ ВОЗ). В течение трех лет с момента вступления договора в силу российское законодательство об упаковке и маркировке табачных изделий должно быть приведено в соответствие с требованиями конвенции. На то, чтобы полностью запретить рекламу, спонсорство и продвижение табачных изделий, России отведено 5 лет. Первая задача частично уже решена — 30% лицевой стороны пачки сигарет теперь занимает надпись “Курение убивает” в траурной черной рамке, а половину оборотной стороны — один из 12 вариантов дополнительных предупреждений. Дальше — больше. Предупредительные надписи могут потеснить анатомические картинки, иллюстрирующие ужасы курения. Что касается второй части требований ВОЗ, то в 2011 году будет утвержден закон, предусматривающий полный запрет на рекламу и продвижение табака, в том числе и в печатных СМИ. Сейчас сигареты не разрешается рекламировать на первой и последней полосах газет и журналов, а также в тех печатных изданиях, которые ориентированы на несовершеннолетнюю аудиторию. Но полностью избавиться от рекламирования табачной продукции вряд ли когда-нибудь удастся. После введения запрета на наружную рекламу и видеорекламу табачные компании ринулись в онлайн-пространство, где их фактически не сковывают никакие ограничения. Главные достоинства Интернета — анонимность и общедоступность — стали основной проблемой в поиске нарушителей, так как организаторов онлайновых промо-акций и создателей сайтов в поддержку курения удается найти не всегда.

Однако полного запрета на курение в общественных местах, например в ресторанах и кафе, может и не случиться, если зоны для курящих будут полностью изолированы от остальных помещений.

Однако новые ограничения на табакокурение могут иметь и незапланированные властями последствия — слишком радикальные запреты и опережающий прежние планы рост акцизов наверняка вызовет серьезное увеличение “серого” и “черного” рынков, а также подделок.

Европейская табачная война

Евросоюз предлагает бороться с курением законодательными мерами. Цель новой директивы, которая, скорее всего, будет рассматриваться в следующем году, — сделать курение менее привлекательным, а значит, и менее вредным для здоровья европейцев. Об этом заявил еврокомиссар по здравоохранению и защите прав потребителей Джон Далли. “Мы должны объединить наши усилия в борьбе с курением. Наш идеал при этом — Европа без курильщиков”, — пояснил Далли. В новое законодательство, которое в случае одобрения станет обязательным для исполнения во всех странах ЕС, должен быть включен целый комплекс мер по борьбе с курением. Евросоюз планирует видоизменить упаковку, упростив ее, исключив декоративные элементы, чтобы она не соблазняла курильщиков, а также уменьшить содержание в сигаретах токсичных и вызывающих зависимость веществ и ввести запрет продажи сигарет в супермаркетах, как это уже сделала Великобритания. Но как раз в этой стране, одной из первых ратифицировавшей антитабачную конвенцию ВОЗ, первыми и столкнулись с проблемой контрабанды сигарет, идущей из материковой Европы, большей частью из Франции. Пачка “премиальных” сигарет в Лондоне стоит около 7 фунтов, в то время как в Париже такие же сигареты можно приобрести за 3 фунта.

Индейская “табакономика”

Еще хуже ситуация с нелегальными сигаретами сказалась на экономике Канады — страны, которая жестче остальных стала использовать законодательные меры в борьбе с табакокурением. Еще в 2000 году предупредительные надписи с обеих сторон упаковки в 50% от общей площади появились на всех сигаретных пачках. Затем правительство запретило свободную выкладку табачной продукции на прилавках магазинов, а в 2008 году сигаретные пачки обязали хранить в специальных ящиках, располагающихся под прилавком или за спиной продавца. В 2009 году вступил в силу полный запрет рекламы сигарет во всех ее проявлениях, в связи с чем местные табачные производители полностью лишились возможности продвигать новые марки и бренды на рынок — сейчас канадцы курят те же сигареты, что и 5—7 лет назад. Но все эти меры померкли на фоне ежегодного многократного роста табачного акциза. С 2000 по 2005 годы налоговые поступления от табачного рынка действительно увеличивались, существенно пополняя канадский бюджет, но они привели к гигантскому разрыву в ценах между реальной и теневой табачной продукцией, и в итоге с 2005 года, при относительно неизменном числе курильщиков, госбюджет недосчитывается табачных налогов в 2,4 млрд. канадских долларов, а легальные производители — более 900 млн. канадских долларов в год. К 2008 году, по данным табачных компаний, 32,7% канадского рынка заняла контрабанда.

фото: Кирилл Искольдский

Почти все нелегальные продажи приходятся на сигареты, произведенные индейцами на собственных фабриках в резервациях. Всего фабрик в резервациях около 50, ресурсов которых хватает на выпуск 13 млрд. сигарет ежегодно. Пользуясь привилегиями “первой нации”, индейское табачное производство освобождено от каких-либо налогов и пошлин. Правда, реализовывать свою продукцию они имеют право только на территории резерваций, но местная исполнительная власть в лице тех же индейцев закрывает глаза на любые рыночные отношения с бледнолицыми. Федеральный канадский акциз составляет 17 канадских долларов, и это без учета акциза провинции, который плавает от 30 до 65 канадских долларов за блок сигарет. Пачка сигарет в легальной точке реализации стоит в районе 10 канадских долларов (примерно 300 рублей), а самая ходовая индейская упаковка — “бегг” — 200 сигарет в полиэтиленовом мешке на застежке продается по цене от 8 до 13 местных долларов. Качество таких сигарет оставляет желать лучшего, но огромная разница в цене, по сравнению с лицензионной продукцией, не оставляет выбора курящему населению Канады. “Ситуация в провинции Онтарио свидетельствует о том, что при повышении акцизов в налогообложении табачной продукции наступает момент, когда налоговые поступления начинают сокращаться, а количество курящих при этом остается неизменным или даже увеличивается”, — обрисовал ситуацию глава Imperial Tobacco Canada Джон Клейтон.

Самурайский самосад

Успеха в табачном регулировании не смогла добиться и Япония. Поднятие табачного акцизного сбора в Стране восходящего солнца (до 40%) привело к подорожанию сигарет в розничной торговле на 33%. По сообщению министерства финансов Японии, в сентябре было продано 37,4 млрд. сигарет. Информация о грядущем повышении цен на сигареты вызвала ажиотаж среди курильщиков и набег любителей табака на магазины. Они пытались запастись сигаретами впрок по старым ценам. “После октября табачные ритейлеры могут сильно пострадать. Налоговое нововведение добавило к стоимости каждой сигареты 3,5 иены, увеличив цену пачки из 20 сигарет на 70 иен”, — предупреждают местные эксперты.

Таможенный табачный коридор

Годовой оборот в российском производстве сигарет находится уровне 350—400 млрд. руб. Доля контрафактной и контрабандной продукции на рынке табака последние несколько лет не превышает 0,5%, цена за пачку сигарет остается одной из самых низких в мире. Но если цены на табак начнут резко расти вместе с акцизами, то в Россию неизбежно начнет поступать нелегальная продукция. Хоть у нас нет своих “первых наций” (жителей Крайнего Севера в этом вопросе рассматривать, наверное, не стоит), опасность стоит ждать со стороны достаточно открытых границ с Китаем. А в рамках Таможенного союза и Казахстан может взять на себя роль прямого поставщика дешевого сырья для производства и реализации “серых” сигарет. И каждые 10% этого “серого” рынка будут равняться 20 млрд. рублей несобранных налогов.

Канада, Онтарио,Токио

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах