МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Выпустили пар

Бизнесу снова обещают снизить административные барьеры

Несмотря на финансовую поддержку правительства и полезные законы, принятые недавно в целях развития предпринимательства, малый бизнес никак не может выбраться из болота проблем. Виной всему — чиновники на местах, спускающие на тормозах самые прогрессивные начинания Белого дома и Госдумы. К такому выводу пришли представители малого бизнеса, собравшиеся в Центре международной торговли для обсуждения текущих проблем.

Победы


Как отметили участники встречи, среди последних побед сообщества малых предпринимателей, в частности, значатся: “Закон, позволяющий субъектам РФ снижать с 15 до 5% ставку налога на малый бизнес, закон 294-ФЗ, который ввел обязанность согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры. И, кроме того, ввел уведомительный порядок начала бизнеса, что тоже можно считать прорывом. В августе 2009 года вступил в силу закон, установивший административную ответственность чиновников за неразмещение государственного и муниципального заказа на предприятиях МСП. Вступил в силу 217-ФЗ, предусматривающий создание при вузах и научных учреждениях малых инновационных предприятий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Хотя этот закон требует совершенствования, но почин положен, и это очень важно”.

В 2010 году льготная приватизация продлена до июля 2013 года, принят долгожданный Закон “О микрофинансовых организациях”, вступил в силу Закон “О торговле”. Внесены изменения в Закон “Об оценочной деятельности”, позволяющие собственникам земель во внесудебном порядке обжаловать результаты кадастровой оценки земель и устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной.

В кулуарах съезда корреспондент “МБ” поинтересовался у известного эксперта Сергея Борисова, с чего это он так хвалит прокуратуру, которая, по его мнению, активно заступается за малых предпринимателей. Вот что он ответил: “Прокуратура отказывает в согласовании 50% проверок. Есть среди ведомств и рекордсмены: прокуратурой было отказано в согласовании 72% проверок Ростехнадзора, 57% проверок Ространснадзора, 57% проверок пожарного надзора и т.д.  Прокуратура заступается потому, что прокурор (города, района, субъекта Федерации), как правило, тесно взаимодействует с соответствующим главой (мэром, главой района, губернатором). А главам администрации от малого бизнеса в первую очередь нужны налоги, налоги и еще раз налоги — в соответствующие бюджеты, как говорится, всех уровней. И если прокурор — человек умный и принципиальный, то ему оказывается вполне под силу противостоять, называя вещи своими именами, алчности ведомств. Мы такие примеры наблюдаем во многих регионах, но особенно в Московской области, Калужской области, в Краснодарском крае. По этим вышеперечисленным регионам больше всего отказов прокуратуры проверяющим. Другое дело, что хорошо бы власти пойти дальше и поинтересоваться у ведомств, почему так много проверок признается прокуратурой необоснованными? Пока этого нет”.

 



Контрнаступление чиновников



С другой стороны, не обошлось и без контрнаступления чиновников. В выступлениях предпринимателей по-прежнему приводились вопиющие факты. Один из предпринимателей сообщил: “Я имею законно оформленную свыше 10 лет назад землю под АЗС. Причем законность регистрации земли по действующему на тот момент законодательству год назад признал даже суд. Сейчас тот же арбитражный суд выносит прямо противоположное решение: опираясь на ныне действующее (и, разумеется, за 10 лет существенно изменившееся) законодательство, он постановляет, что регистрация незаконна. Этак можно и “большую” приватизацию отменить на основании того, что в 1992 году законодательство явно было другим”.

Сразу несколько выступивших представителей малого бизнеса отметили, что широко разрекламированная льготная приватизация с треском провалилась. Оказалось, что преимущественным правом выкупа помещения смог воспользоваться… лишь 1% предпринимателей. И то “прикормленных”, “своих” для чиновников. Об этом говорили представители Санкт-Петербурга, Свердловской, Новгородской, Белгородской, Липецкой, Ленинградской, Волгоградской областей, Республики Коми и т.д. “В июле 2009 года арбитражный суд повторно признал действия администрации города Ирбит по отказу предпринимателям в преимущественном праве выкупа помещения незаконными. То есть чиновники, получив решение суда, попросту отказались его исполнять, так что потребовалось второе дело”, — сокрушался делегат из Свердловской области.

Есть и более хитрые формы противодействия бизнесу со стороны чиновников. Один из делегатов добавил: “Нынешним летом чуть ли не на последнем заседании весенней сессии Госдумы депутаты протащили (другого слова у меня нет) Закон №171-ФЗ “О внесении изменений в КоАП”. Еще пять лет назад бизнес-сообщество добилось того, чтобы административное приостановление деятельности предприятия могло быть осуществлено только по решению суда. До этого было огромное количество злоупотреблений со стороны проверяющих. Это же классическая схема вымогательства: к предпринимателю приходил человек с “корочкой” и говорил: “Мне кажется, что у тебя есть нарушения, я тебя закрываю на 90 дней. Даже если ничего не найду, три месяца ты работать не будешь. А когда откроешься, я позвоню другу Васе из другого ведомства, который тебя закроет уже по своей линии. Не хочешь? Плати”. И люди платили до тех пор, пока объединения предпринимателей не добились от чиновников прекращения этого коррупционного безобразия. Что, теперь по новой? Законом №171-ФЗ установлено, что приостанавливать работу предприятий смогут не только судьи, но и другие органы и должностные лица. Причем исчерпывающий список этих самых “других” в законе отсутствует”.

И, разумеется, почти все делегаты призывали представителей власти, сидящих в президиуме, не повышать ЕСН с 1 января 2011 года. “Мы приспособимся, конечно. Но это будет уход в тень. Просто будут на фирме два человека — директор и бухгалтер — с большими зарплатами, за которые ЕСН будет заплачен. А затем эти двое разложат наличность по конвертам и раздадут всем другим, никак не оформленным сотрудникам. Вы этого хотите? Денег государству это нововведение не прибавит!” — горячился еще один делегат.



Согласительная комиссия



Несмотря на контрнаступление чиновников, процесс согласования интересов между властью и малым бизнесом продолжается. В частности, участвовавший в работе съезда замглавы Федеральной налоговой службы (ФНС) Сергей Шульгин отметил: “Вообще во всех странах, не только в России, вклад малого и среднего бизнеса в бюджетную систему незначителен. Основная задача малого и среднего бизнеса — это занятость населения. В последнее время мы изменили установки своим региональным подразделениям. Мы дали налоговым органам устное указание не проверять тех, кто на ЕНВД, и значительно сократить проверки тех, кто на “упрощенке”. Это и облегчит судьбу предпринимателей, и высвободит ресурсы ФНС для проверки крупного бизнеса”.

Сергей Шульгин предложил ввести обязательную систему упрощенного налогообложения для предприятий с годовым оборотом до 60 млн. руб. не выборочно, как сейчас, а повсеместно. “Это значительно упростит и нашу работу, и работу предприятий. В ближайшее время упрощенная система налогообложения будет распространяться на все МСП с годовой прибылью не большей, чем 60 млн. руб. Мы готовы переходить на годовую отчетность. Мы знаем, что предпринимателям стал неудобен единый налог на вмененный доход, и прежде всего потому, что в России 25 тыс. муниципалитетов, и чтобы платить себе достойную зарплату, они делают ставки ЕНВД максимальными, толкая тем самым МСБ в “тень”, — добавил замглавы ФНС.

Но возникли возражения. Против высказался директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Андрей Шаров. “У бизнеса должен быть выбор, какую систему налогообложения применять. Обязательная “упрощенка” будет невыгодна производственным компаниям и компаниям другого профиля с большими объемами входящего и исходящего НДС”, — заявил он.

Видимо, по этому вопросу будет проходить согласительная процедура. Например, в рамках Экспертного совета по развитию предпринимательства при Минэкономразвития. Надо сказать, что в последнее время у МСБ появилось представительство (совещательное, разумеется) во многих правительственных органах.

В чем бизнес и власть сошлись, так это на теме модернизации. По мнению чиновников, в результате модернизации должна измениться структура занятости: к 2025 году 60—70% всех занятых должно работать не в крупных корпорациях, как сейчас, а в предприятиях МСБ. Соответственно, малый бизнес должен быть готов их принять.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах