По словам первого проректора, заведующего кафедрой экономической социологии ГУ-ВШЭ Вадима Радаева, возникшие ранее позитивные тенденции по сокращению объемов контрафакта на российском рынке за 2008-2009 годы сведены на нет. В общем обороте розничной торговли в 2009 году доля подделок известных марок составила 6%, оборот - 910 млрд рублей. В 2007-м несмотря на то, что оборот контрафактного рынка был ниже в абсолютных показателях (525 млрд рублей), тем не менее относительный показатель был на том же уровне - 6%. Изменение абсолютного показателя эксперты связывают с общим ростом экономики розничного рынка, который наблюдался даже в условиях кризиса.
Доля контрафакта по обследованным категориям, включая алкогольную продукцию, лекарственные средства, парфюмерию, косметику, гигиенические средства, спортивную одежду, обувь, табачные изделия, чай, кофе, чистящие и моющие средства, составила в минувшем году 24% от оборота розничной торговли в этих сегментах рынка. Основная часть подделок традиционно приходится на алкоголь, одежду и обувь. Без учета этих категорий, доля контрафакта на рынке прочих групп товаров из перечисленных категорий составляет 8-9%.
Поддельная продукция также имеет массовое распространение на рынке агрохимикатов (30%), относительно широкое распространение в фармацевтической отрасли (5-7%) и крайне незначительное в сфере табачных изделий (не более 1%). Однако при этом эксперты отмечают, что озабоченность в отношении подделок табачных изделий вызывает не столько распространение этих изделий на российском рынке, где такие случаи единичны, сколько нелегальная поставка этих товаров в страны Евросоюза.
В целом исследование ВШЭ зафиксировало сокращение доли контрафакта, поступающего в Россию из-за рубежа и увеличение числа подделок отечественного производства. Однако эти выводы не сопровождаются конкретными данными, а опираются на проанализированные тенденции.
Экономисты ВШЭ связывают указанную тенденцию с сокращением объемов внешней торговли в результате финансового кризиса и активной деятельностью Федеральной таможенной службы по пресечению ввоза контрафактной продукции. Основными источниками поступления подделок на территорию РФ по-прежнему остаются Китай, страны Юго-Восточной Азии, а также рынки Прибалтики, Казахстана, Украины. При этом продолжает развиваться тенденция к перемещению продаж поддельной продукции в Интернет. Главными каналами реализации остаются небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли.