Несмотря на самый низкий в Европе показатель количества номеров на 1000 человек (в Москве — 3,5, при том что в Риме это 19,5 номера) и наименьший показатель их соответствия международным стандартам, доходность гостиничного бизнеса в столице до сих пор остается самой высокой на континенте. Даже потери отельеров во время кризиса, когда многие вынужденно снизили цены на треть, не испортили настроения владельцам гостиниц. Дело в том, что до кризиса в Москве была самая высокая доходность отелей по всей Европе — 25,3%. При том что в Мадриде эта цифра составляла всего 0,5%, в Амстердаме — 1,6%, а в Лондоне — 7%.
В конце лета, по оценкам специалистов, номерной фонд Москвы составлял чуть более 40 тыс. номеров. Около половины — из советской эпохи. В начале сентября номерной фонд столицы пополнился примерно на 2000, из которых 80% — отели высшей категории. На днях, к примеру, открылся отель “Кассадо-Плаза”, рассчитанный на 206 номеров различных категорий, оформленных в стиле восточной роскоши. По словам исполнительного вице-президента JLL Марины Усенко, до конца этого года и в следующем году рост качественного предложения продолжится. Еще 8 тыс. номеров, по ее выражению, “висят”: компании заявили о строительстве отелей, но пока не приступали к реализации проектов, так как на это попросту нет денег.
Сейчас средняя цена за московский номер — примерно $190. Но на сайтах гостиниц публикуются завышенные расценки, объясняют консультанты: бронируя, постоялец может получить скидку. К тому же, объясняет Усенко, многие корпоративные клиенты за время кризиса отошли от практики заключения прямых договоров с отелями и предпочитают заказывать номера через турфирмы — за счет оптовых продаж цены снижаются.
Спрос на места размещения в столице остается практически неизменным вот уже несколько лет — в 2010 г. он примерно на уровне 2003 г. (по данным Мосгорстата, 3,45 млн. человек, преимущественно российские граждане). Это значит, резюмируют аналитики JLL, что цены на гостиничные номера в Москве будут оставаться неизменно высокими.