Московские успехи
Как и многие крупные мегаполисы мира, Москва представлена в первую очередь небольшими формами предпринимательства. Так, например, на долю индивидуальных предприятий приходится 44% количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а на долю микропредприятий с численностью работников до 15 человек — 49%. Эксперты отмечают стабильный рост количества индивидуальных предпринимателей (ИП). По итогам II квартала 2010 года их в городе насчитывалось 172 тыс., что на 4,7% больше, чем на начало года. Для сравнения, по России в целом аналогичный прирост составил всего 1,3%. Даже в достаточно сложный для бизнеса 2009 год количество индивидуальных предпринимателей Москвы выросло на 13,1%, тогда как по России в целом — всего на 5,8%.
Растет экономическая активность и средних компаний. По итогам II квартала 2010 года, их количество в Москве чуть-чуть не дотянуло до 1 тыс. — 967. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество средних предприятий выросло на 10,6%. Данная цифра выглядит еще более позитивно, если учесть, что количество средних предприятий по итогам 2009 года сократилось на 14,4%. Можно сказать, что негативный спад, вызванный последствиями кризиса в экономике, уже практически преодолен.
Наиболее пострадали от кризиса малые предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек и суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) до 400 млн. руб. По итогам 1 полугодия 2010 года их зарегистрировано всего 22,6 тыс. По сравнению с 1 полугодием 2009 года их количество сократилось на 9,5%.
Малый и средний бизнес Москвы вносит существенный вклад в экономику города. На протяжении ряда лет одни только микро- и малые предприятия вносили до четверти вклада в ВРП города. На начало 2010 года их количество составило 13% общего количества микро- и малых предприятий в России. Аналогичная доля по показателю общей численности работников микро- и малых предприятий — 15,5%, суммы оборота — 22,9%. В столице на 1 тыс. жителей приходится порядка 20 малых предприятий (с учетом микро), тогда как по России — всего 11 предприятий. Таким образом, столичный бизнес в значительной мере формирует общую картину предпринимательской деятельности страны.
Торговля процветает
В Москве 82,1% оборота микро- и малых предприятий делают торговые организации, что во многом объясняется спецификой крупного мегаполиса (см. график). Торговые малые предприятия доминируют и по своему количеству в столице (48,5%). На втором месте по количеству предприятий сфера операций с недвижимым имуществом, аренда, что также обусловлено спецификой рынка недвижимости в Москве.
Хотя Москва является в первую очередь крупным центром торговли, однако и промышленность в секторе малого бизнеса города достаточно развита. Микро- и малые предприятия сферы обрабатывающих производств, куда входит, например, и пищевая промышленность, и химическая, и текстильная, составляли на начало 2010 года порядка 8,2% общего количества микро- и малых предприятий города. Однако экономический кризис достаточно сильно сказался на этих предприятиях, сократив их количество в прошлом году на 10,1%.
И все же, несмотря на отдельные негативные тенденции, малый и средний бизнес Москвы показал завидную устойчивость в кризисный период.
Популярная “упрощенка”
Благодаря совершенствованию налогового законодательства стабильно увеличивается количество МП, применяющих упрощенную систему налогообложения. Здесь свою роль также сыграл принятый в середине 2009 года закон, согласно которому был увеличен предельный размер годового дохода с 15 млн. до 45 млн. руб. в части перехода на упрощенную систему налогообложения и с 20 млн. до 60 млн. руб. — в части утраты права на применение этой системы.
Помимо этого был принят закон г. Москвы, установивший налоговую ставку в размере 10% для организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения (выбравших в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы) и осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств, управления эксплуатацией жилого и нежилого фонда, научных исследований и разработок, предоставления социальных услуг, в области спорта.
Привлекательной для индивидуальных предпринимателей столицы является и упрощенная система налогообложения на основе патента, так как в данном случае сумма, уплачиваемая в бюджет, не зависит от фактических доходов предприятия. Патент можно приобрести на любой срок до 12 месяцев, налоговый учет значительно упрощается — и стоимость патента относительно невелика.
Беспрецедентные меры
Помимо совершенствования налоговой системы (как на федеральном, так и на городском уровне) власти Москвы пошли на ряд беспрецедентных мер, чтобы поддержать предпринимателя в трудный, кризисный период. Так, например, в 2009 году еще до вступления в силу соответствующего федерального закона в Москве указом мэра был наложен мораторий на все плановые проверки малых предприятий. Кроме того, по решению мэра в 2009 году была установлена льготная арендная ставка на нежилые помещения, принадлежащие городу, в размере 1 тыс. руб. за 1 кв. м./год. По оценкам, это стоило казне города порядка 5,4 млрд. руб.
В городе также действует развитая сеть организаций инфраструктуры поддержки МСБ. Предприниматели могут участвовать в программе субсидирования и получить от 350 тысяч до 10 млн. руб. из средств бюджета, получить бесплатное или частично компенсируемое обучение по основным направлениям ведения предпринимательской деятельности. Действует система компенсаций за подключение к энерго- и инженерным сетям, компенсируется часть ставки рефинансирования при получении кредита, выдаются микрокредиты. Строятся технопарки и бизнес-инкубаторы. Проводятся различные выставки, ярмарки, конференции и форумы.
Прилив оптимизма
Комплексная система поддержки малых и средних предприятий г. Москвы доказала свою эффективность. Об этом свидетельствуют данные мониторинга предприятий по вопросам влияния на них финансово-экономического кризиса (проводится с ноября 2008 года Московским центром развития предпринимательства совместно с территориальными центрами развития предпринимательства). Со второй половины 2009 года наблюдается рост оптимизма предпринимателей. Например, хотя представители малых и средних предприятий часто говорят о сокращении выручки, чем о ее увеличении, однако доля ответов о падении объемов продаж со II квартала 2009 года существенно сократилась. Если к концу 1-го полугодия 2009 года таких ответов было почти 55%, то к концу 1-го полугодия 2010 года — 39%.
Руководители города неоднократно заявляли, что развитие малого и среднего бизнеса в Москве является одной из первоочередных задач столичного правительства. Примечательно, что улучшением бизнес-климата власти занимаются без остановки. К примеру, завтра члены городского правительства обсудят новые виды правовой помощи бизенсменов. Как стало известно “МБ”, готовится новая порция мер, направленных на повышение конкурентоспособности столичных ИП, малых и средних компаний. Поэтому не случайно, что предпринимательство как форма самозанятости становится все более популярным в Москве. По опросу ИА “Альянс Медиа” (1,5 тыс. респондентов), 70% опрошенных ответили положительно на вопрос о том, хотели ли бы они, чтобы их дети занимались бизнесом.