Эх, дороги...
Многокилометровые пробки на подъезде к «Шереметьево» уже никого не удивляют. И даже между «Шереметьево-2», куда привозит аэроэкспресс пассажиров, и «Шереметьево-1» можно застрять в пробке или, того хуже, попасть в аварию. Причем у общественного транспорта, например аэропортовских шатлов, нет никаких преимуществ перед частными машинами. Шоссе здесь узкое, светофоров нет, каждый прорывается к заветной цели как может — в результате многочисленные ДТП, еще больше затрудняющие движение. Глава Подмосковья Андрей Воробьев, на прошлой неделе посетивший с рабочим визитом «Шереметьево», стал свидетелем одного из них.
Неудивительно, что час спустя после объезда территории крупнейшего транспортного узла в Московском регионе губернатор начал совместное совещание правительства Московской области и руководства международного аэропорта «Шереметьево» с характеристики дорожной ситуации.
«Транспортная доступность «Шереметьево» будет кардинально улучшена до 2018 года, к моменту проведения в России чемпионата мира по футболу», — заявил он. А вскоре выяснилось, что пропускную способность дорог необходимо срочно увеличивать не только поэтому. Строительство третьей взлетно-посадочной полосы — вопрос уже решенный, и осуществляться проект будет очень быстрыми темпами. По словам гендиректора аэропорта Михаила Василенко, третью ВПП введут в строй тоже через три года.
«Шарику» добавят крыльев
После этого пассажиропотоки увеличатся почти в 2 раза — с 30 млн пассажиров в год до 65. Принять, отправить и обеспечить всеми необходимыми сервисами такое количество путешественников — задача не из легких. Насколько успешно с ней справляется «Шереметьево», губернатор смог убедится лично.
«Мы провели рабочую поездку по территориям, прилегающим к аэропорту, и самому аэропорту. Это не праздное мероприятие. Мы здесь для того, чтобы убедиться в комфортности обслуживания», — заявил Воробьев на совещании.
Глава Подмосковья вместе с делегацией (в состав которой помимо членов областного правительства вошли еще и народные артисты Лев Лещенко и Игорь Бутман) побывал в терминале B, где ему продемонстрировали проект реконструкции дорожной сети аэропорта. А в терминале E Воробьев осмотрел аэроэкспрессы, курсирующие между «Шереметьево» и Белорусским вокзалом в Москве. После этого он зашел в сувенирный магазин павловопосадских платков и осмотрел выставку, организованную в честь «дня пассажира» в «Шереметьево». Также Воробьеву продемонстрировали одну из 47 информационных стоек, где среди прочей полезной информации представлен интерактивный гид по достопримечательностям Московской области. В заключение экскурсии гендиректор аэропорта Михаил Василенко познакомил губернатора с музеем истории аэропорта и представил проект реконструкции взлетных полос.
В настоящее время аэропорт имеет возможность обеспечивать 45 взлетно-посадочных операций в час. К 2016 году их потребуется совершать уже не менее 70, а существующие две взлетно-посадочные полосы взаимозависимы и не могут использоваться одновременно. Поэтому без строительства третьей полосы «Шарику» не обойтись.
На земле и на небе
Длина ВПП-3 составит 3200 метров, ширина — 60 метров. Это позволит осуществлять взлет и посадку с полосы практически всех типов воздушных судов, включая средне- и дальнемагистральные самолеты. Финансирование строительства осуществляется из федерального бюджета. Комплекс ВПП-3 разместится на территории Солнечногорского района и займет 489 га.
На вопрос «НП», удалось ли урегулировать вопрос строительства с жителями, выступавшими против этого проекта, Михаил Василенко заявил, что все дома, попадающие в шумовую зону, будут переселены. Однако кто конкретно получит новое жилье, заявил он, можно будет сказать только после ввода полосы в строй, когда эксперты произведут все необходимые замеры. Напомним, что в зону санитарного отчуждения земель и строительства третьей ВПП аэропорта предварительно попадают деревни Пикино, Лунево, Перепечино, Дубровки, могут попасть деревни Чашниково, Исаково и Черная Грязь.
Реконструкция «Шереметьево-1» — еще один крупномасштабный проект аэропорта, он будет реализован до 2030 года, что позволит увеличить пассажиропоток только через этот терминал до 40 млн человек в год. Помимо того здесь будет построен огромный карго-терминал на 500 тыс. тонн грузов. В довершение «Шереметьево-2» и «Шереметьево-1» свяжут подземным тоннелем, по которому будет курсировать транспорт. Совместное совещание правительственной делегации и руководства «Шереметьево» также проходило в знаковом с точки зрения инноваций месте — в центре управления аэропортом. Он был открыт всего 2 года назад с учетом опыта ведущих аэропортов мира (Цюрих и Хитроу), и это в разы увеличило эффективность и безопасность работы транспортного узла.
Комплексный подход
«То, что мы сегодня увидели, вызывает уважение. «Шереметьево» становится уютным и комфортным», — оценил работу менеджеров хаба Андрей Воробьев. Вместе с тем он сразу перешел к проблемам. На первом месте — вопрос транспортной доступности.
По словам Воробьева, пробки на подъезде к хабу можно ликвидировать только комплексными мерами. Во-первых, уже идет работа над проектной документацией реконструкции Старошереметьевского шоссе. Во-вторых, в конце 2014 года будет введен в эксплуатацию первый 14-километровый участок скоростной дороги Москва—Санкт-Петербург. Это позволит добираться до «Шереметьево» в объезд Химок, время в пути сократится до 10 минут — против сегодняшних часа-полутора. В-третьих, необходимо увеличивать интенсивность аэроэкспрессов. Сейчас люди в поезда набиваются, как в час пик в электричках, а хотелось бы ехать с комфортом, сетовал губернатор.
Итак, что и в каком порядке будет реализовано. Работы на Старошереметьевском шоссе начнутся уже в мае 2014 года. Будут реконструированы два основных транспортных узла: первый — на пересечении автодорог Клязьма—Свистуха, трассы на Павельцево и Старошереметьевского шоссе; второй — на пересечении ул. Ленина и Старошереметьевского шоссе.
Ранее начальник главного управления дорожного хозяйства Московской области Константин Ляшкевич сообщал журналистам, что стоимость реконструкции Старошереметьевского шоссе — до 3,7 миллиарда рублей. Как только будет определен источник финансирования, скорее всего за счет федерального бюджета, область сможет приступить к реализации проекта.
Реконструируемый участок длиной более трех километров будет иметь четыре полосы с одной выделенной полосой для шатлов и общественного транспорта, кроме того, там построят наземные пешеходные переходы. В данный момент там введена временная схема подъезда автомобилей к «Шереметьево». Ограничения ориентировочно продлятся до февраля 2014 года.
До нового года будет значительно улучшена дорожная ситуация на злополучном повороте около «Шереметьево-1» на Лобню. Причем с минимальной затратой средств и времени: там будут установлены светофоры, соответствующие дорожные знаки, что, по мнению специалистов, должно стабилизовать и упорядочить движение. Сейчас здесь — настоящий хаос.
Планируется также строительство дополнительной ветки аэроэкспресса на «Шереметьево-1», сейчас можно доехать от Белорусского вокзала только до «Шереметьево-2». Кроме того, будут построены дополнительные выделенные пути для аэроэкспрессов, следующих по Савеловской железной дороге. К тому же движение по выделенным путям значительно облегчит жизнь пассажирам пригородных электричек, которые сейчас вынуждены постоянно пропускать аэроэкспрессы. Но воплотить проект полностью можно будет только после окончания строительства двух путепроводов.
Точка роста
Аэропорт «Шереметьево» — это не только крупнейший транспортный узел столицы, но еще и один из самых значительных налогоплательщиков Московской области. Сейчас здесь работает около 50 000 человек, а будет почти 70 000. Причем половина из них — жители Подмосковья. Естественно, что правительство области рассматривает хаб как мощную точку роста для экономики региона.
На совещании губернатор уделил отдельное внимание вопросу развития территорий, прилегающих к аэропорту. «По соседству должна быть вся необходимая инфраструктура: отели, конференц-залы, деловые и офисные центры. Чтобы люди бизнеса могли прилететь, провести встречи, переговоры и, не теряя времени в пробках, улететь обратно», — развивал Воробьев свою мысль. Потом он поручил главам подмосковных муниципалитетов, расположенных по соседству с «Шереметьево», в течение трех месяцев разработать подробную концепцию развития территорий. Нам нужны логистические центры, перехватывающие парковки, автозаправочные станции с полным комплексом придорожных сервисов, говорил губернатор. Не забыл он и о туристах.
«Мы дали муниципалитетам, прилегающим к аэропорту, указание навести порядок в придорожной сети. Здесь должны быть современные комплексы, а не такой «взгляд в 90-е годы», потому что и туристы, и граждане России, которые приезжают сюда, должны любоваться пейзажами, а не созерцать какой-нибудь ларек из 90-х годов. В течение трех месяцев будет проведена активная работа по наведению порядка», — заверил журналистов Воробьев. Он также добавил, что на эту территорию необходимо привлекать инвесторов.
«Прилегающие к аэропорту «Шереметьево» территории не должны пустовать, покрываться бурьяном. Экономика должна работать. Во всем мире на прилегающих к хабам территориях создают новые рабочие места и двигают экономику вперед», — подчеркнул Воробьев.
Между тем
Губернатор Московской области Андрей Воробьев поддержал идею введения на 72 часа безвизового режима для транзитных пассажиров. Он полагает, что это увеличит поток туристов, в том числе и в Подмосковье.
Ранее на портале раскрытия информации о подготовке нормативных актов был размещен проект постановления Правительства РФ, согласно которому безвизовое пребывание на территории России в течение трех суток могут распространить на транзитных авиатуристов из двух десятков стран, включая США, Китай и основные европейские государства.
«Я к этой инициативе положительно отношусь», — сказал Воробьев журналистам во время рабочей поездки в аэропорт «Шереметьево», добавив, что такая мера в первую очередь положительно скажется на экономическом состоянии туристической отрасли в столице, однако часть возросшего потока туристов может посетить и Подмосковье.