Глава Подмосковья Андрей Воробьев неоднократно заявлял о необходимости кардинально изменить в регионе рынок наружной рекламы. Многие рекламные щиты в области портят облик городов, количество незаконной рекламы в Подмосковье внушительное, а ветхость некоторых конструкций порой угрожает жизни и здоровью прохожих. Более того, в соседней Москве в прошлом году удалось заработать на рекламе около трех миллиардов рублей, в то время как бюджет Московской области от размещения наружной рекламы пополнился менее чем на 300 миллионов.
Весной Госдумой были приняты поправки в Федеральный закон «О рекламе». Отныне вся реклама в регионе будет размещаться согласно схемам. Их каждый район разрабатывал самостоятельно. Сегодня в правительстве области подходит к концу их согласование. Некоторые муниципалитеты уже получили одобрение и объявили аукционы на аренду рекламных площадей и конструкций. Так вот, одна из обязанностей нового управления — следить за тем, чтобы реклама была размещена согласно схемам, и никак иначе.
Кроме того, инспектора ведомства будут следить за техническим состоянием рекламных конструкций, а также за их содержанием. При этом никакими карательными полномочиями новое управление не обладает. Например, если инспектора ГКУ обнаружили рекламный щит, этичность содержания которого вызывает сомнения, материалы отправляются на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу. Если техническое состояние конструкции не внушает доверия — документы направляются в Госадмтехнадзор. Только после рассмотрения отчета инспектора профильным ведомством по каждой конструкции выносится соответствующее решение. Распоряжение о сносе незаконных конструкций распространителю рекламы выносит администрация муниципального образования. Если нарушитель в течение месяца не проводит демонтаж самостоятельно, муниципалитет вынужден сделать это за свой счет.
Кроме того, рекламные конструкции не должны нарушать архитектурный и исторический облик городов Подмосковья.
— Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области с нашим участием подготовило концепцию единого рекламно-информационного оформления территории региона, — рассказали «НП» в Главном управлении по информационной политике Московской области. — Понятно из названия, что речь идет не только о рекламе. Концепция включает в себя размещение вывесок, указателей, информационных табличек, которые должны быть установлены в соответствии с градостроительными нормами и требованиями безопасности.
Сегодня штат ГКУ «Мособлреклама» еще не сформирован окончательно. На полную мощность учреждение заработает после нового года. Однако инспектора «Мособлрекламы» уже работают. В частности, активно идет инвентаризация рекламных объектов в Одинцовском районе и на МКАД. Доходы от рекламы на пограничной территории столица и регион поделят: щиты Москвы и области на внешней стороне кольцевой будут располагаться через один. Итогом этой работы станут торги, которые будут объявлены одновременно.
КСТАТИ
В Москве, как в городе федерального значения, разрешение на установку рекламных конструкций выдают не органы местного самоуправления, а орган исполнительной власти — Департамент СМИ и рекламы. Этой работе помогает государственное казенное учреждение «Городская реклама и информация» (ГКУ «Горинфор»).
После весенних поправок в закон «О рекламе» договор на место под рекламную конструкцию не может быть продлен автоматически — только через торги. Первыми аукционы на установку рекламных конструкций по новой схеме объявили Шаховской район, города Подольск и Бронницы. Эти муниципалитеты одними из первых подготовили схемы размещения рекламных конструкций и получили согласование в областном правительстве. Так, на официальном сайте Бронниц извещение о проведении аукциона появилось 12 декабря. Там в ходе торгов будет разыграно 63 места. В основном это щиты размером 3x6 метров (38 конструкций) и малые щиты размером 3x4 (18 конструкций), которые будут эксплуатироваться в течение пяти лет. Результаты аукциона станут известны 17 января 2014 года.
Для каждого вида конструкций правительство Московской области утвердило свои сроки действия: для фанерных конструкций 5 лет, для конструкций с внутренней подсветкой и со сменой изображения 7 и 8 лет соответственно, для экранов — 10 лет.
С нового года в ГКУ «Мособлреклама» будет работать диспетчерская для обращения граждан по вопросам нарушений в наружной рекламе. Номер телефона пока не утвержден.
МНЕНИЯ
ВЛАСТЬ
Первый заместитель руководителя администрации города Реутова Сергей Юров:
— Реутов — небольшой по размеру город, поэтому проблема контроля за рекламными конструкциями у нас не стоит так остро, как в некоторых других муниципалитетах. Тем не менее, считаю, что создание специализированного надзорного учреждения — своевременное решение. Самовольно, без разрешения поставить рекламную конструкцию — вопрос одного дня. Проследить за каждой такой конструкцией бывает сложно. К тому же необходимо проверять, соответствуют ли законно размещенные щиты или другие виды носителей утвержденной схеме.
Мы предполагаем, что в ближайшие годы в Реутове появятся новые конструкции. Если ГКУ «Мособлреклама» будет помогать муниципалитету системно следить за этими процессами, тем более силами квалифицированных специалистов, незаконных конструкций станет меньше. Уверен, что цивилизованный рекламный рынок наряду с другими факторами будет повышать инвестиционную привлекательность нашего города и региона в целом.
БИЗНЕС
Управляющий партнер компании «Доминанта» Георгий Петришин:
— Я не думаю, что наличие схем каким-либо образом повлияет на число предлагаемых мест размещения рекламных конструкций. Наоборот, схемы будут четко регламентировать типы и виды носителей, которые, безусловно, должны устанавливаться в соответствии с техническими требованиями и не нарушать архитектурный облик городов. В этом заинтересованы не только муниципалитеты, но и компании-операторы, потому что сегодня клиенты нуждаются в современной и качественной рекламе.