К хореографическому искусству детей в Голландии приучают, можно сказать, с пеленок. Вот и спектакль «Зеленый сад» предназначен для самых маленьких детей, которые толком ходить не умеют. А некоторые и говорить еще не научились, лишь заливаются хохотом и хрюкают от удовольствия — они на руках у родителей. Детки постарше размещаются отдельно от мам и пап — на специальных удобных подушках прямо на сцене, но не плачут; взрослые сзади, на обычных зрительских местах, а барьера между сценой и залом в театре Моссовета на сцене «Под крышей», как известно, нет. То, что они увидят дальше, называется интерактивным спектаклем, который придумала Анне-Бэт Схюрманс, а воплощать танцы на сцене ей помогла Мари-Роз Майель. Девушки, встретившись впервые в 2004 году в «Данстеатре Айя», с тех пор занимаются постановкой оригинальных танцевальных представлений для всей семьи.
Вся сцена завалена землей, а посередине возвышается небольшой холмик. Дети без умолку галдят, но, когда зазвучит музыка и на сцене под довольно симпатичную мелодию появится девушка в фартуке с корзинкой, набитой овощами и фруктами, заинтересованно замолкают. Девушка беззаботно танцует и одновременно копается в земле, поливая ее, когда под удивленные возгласы детей земляной холмик начинает шевелиться и оттуда появляются сначала ладошки, потом ручка, ножка, которую садовница привязывает веревкой к вставленной в землю палке, как делают все садоводы, когда выращивают растения. Ну а когда из земляной кучи выбирается таинственный человечек, изображающий не то зверька, не то растение, радости и визгу малышни не будет конца. «Кто это, мама?» — только и слышно со всех сторон. Тут уже начинается дуэтный танец, напоминающий современную контактную импровизацию.
Садовница, доставая из корзины овощи, начинает высаживать тыквы, потом салат, брокколи, капусту, всякий раз по-русски членораздельно выговаривая названия. Таинственный человечек, путаясь, повторяет их за ней. Ну а уж когда дело доходит до посадки редиски — наступает апофеоз: садовница предлагает редиску сидящему перед ней мальчику, тот же — сперва робко, потом смелее — вместе с остальной малышней тянет к ней ручки. И вот уже дети начинают копошиться в земле, а песенкой таинственного человечка на ломаном, но совершенно понятном русском спектакль завершается: «Под землею было так душно, влажно и темно. Света — нет, вида — нет, но тянет к прохладе и голубому небу…».
Но на этом представление не заканчивается, наоборот, самое интересное только начинается: танцовщицы дают детишкам мастер-класс. «Иди посади капусту!» — кричит какой-то папа своему ребенку. «Мама, у меня вода кончилась, а я еще редиску не полил», — жалуется другой малыш. А веселый карапуз с хохотом собирает разбросанные подушки и складывает их в общую кучу. Кто-то танцует, кто-то что-то сажает — и оторвать от этого занятия детей просто невозможно.
— Этот спектакль мы показывали в Германии, Бельгии, Нидерландах. Дети в принципе везде одинаковые, и везде они активно участвуют в спектакле, — говорит мне автор идеи и хореографии спектакля Анне-Бэт Схюрманс. — Но в России, в Москве дети, к нашему удивлению, оказались более свободные, раскрепощенные, более открытые. Легко пошли на контакт. В Голландии или Бельгии дети более застенчивые, спокойные, они не сразу бегут на сцену, даже когда позовут. У вас они сразу все ринулись за редиской.
— Как возникла идея такого спектакля?
— Для одного очень популярного и известного фестиваля нас попросили придумать что-то для совсем маленьких детей. И я подумала: что же такое дети делают ежедневно, чем они заняты? Они ведь растут, они развиваются, познают мир, каждый день открывается что-то новое. Поэтому идея была показать то, что растет. Изначально мы хотели изобразить лес, но потом подумали, что это для маленьких детей будет слишком масштабным, поэтому решили сделать сад. К тому же я решила делать этот спектакль в паре — теперь мы играем его вдвоем: я стала садовником, а Мари-Роз изображает что-то неопределенное: и человечек, и животное, и растение. Идея в том, что все начинается с движения — в саду или огороде что-то выросло такое живое, что находит способы общения.
— Детям проще понять движение, пластику, хореографию. Ведь многие свои эмоции они выражают именно движением.
— Маленьким детям не нужна особая сюжетная линия, не нужна история. Они мыслят более абстрактно. Поэтому когда видят танец — они очень легко это соединяют со своими представлениями.
— Много ли в Амстердаме аналогичных детских компаний?
— Конечно, существует много театральных компаний для детей, но в отношении танца для совсем маленьких мы пока что единственные.