Зрители, что сидят на сцене, наблюдают роскошную декорацию - отреставрированный зал Большого театра с двуглавым орлом под царской ложей. Золотую маску проносят через весь зал на сцену и статусные гости её вручают победителям. На этот раз действительно "вручанты" высшей пробы - директор "Комеди Франсез" Мюриэль Майетт, выдающийся итальянский режиссер Ромео Кастелуччи, Дмитрий Черняков, Дмитрий Крымов и, естественно, директор Большого театра Владимир Урин.
170 номинантов. 767 спектаклей из России отсмотрены экспертным советом и 62 показаны на "Золотой маске". Церемония летит довольно быстро. Номинация "Оперетта/мюзикл" - 18 минут, "Балет/Современный танец" - 17 минут, 14 минут ушло на "Оперу", но быстрее всех "отстрелялись" "Куклы" и "Драма".
Самая оригинальная речь была у Дмитрия Чернякова, который рассказал, как он 17-летним мальчиком впервые попал в Большой театр и сидел на "неудобном месте за 80 копеек". С тех пор "встрескался" в оперу и из её пленительного мира вырваться не может. Самое короткое ответное слово было у Римаса Туминаса, режиссера "Евгения Онегина" - "Маска" за лучшую режиссуру - он помахал рукой, не сказав ни слова. Как потом мне удалось выяснить, это не от потрясения, а следствие болезни горла.
С триумфальной победой в Екатеринбург возвращается Театр оперы и балета - 4 "Маски" в номинации "Современный танец". В отличие от всех предыдущих лет "Масками" удостоился и сам Большой театр, который принимает национальную премию много лет. Спецприз получила продукция театра DOC за "Акын-оперу" - известная тем, что в ней выступают гастарбайтеры, не театральные, а натуральные, работающие на уборках Москвы. Лучшей актрисой признана Александра Урсуляк ("Добрый человек из Сезуана"), ничего не получил "Идеальный муж", который так лоббировали некоторые критики, среди художников-победителей - два иностранца (работа Большого театра и Михайловского театра) и два наших - Мария Данилова ("Евгений Онегин") и Александр Шишкин ("Весна священная").
Очень трогательную речь произнес представитель Академсервиса, постоянный партнер "Золотой маски". "Мы столько сэкономили денег российским и московским театрам, что мне не стыдно стоять на этой сцене", - сказал он.
Лучшая роль второго плана, как и предсказывал "МК", досталась Эре Зиганшиной за роль бабушки в "Литургия ZERO", лучшим мюзиклом признана "Русалочка", не только потому, что она очень качественная, но и потому, что в этом году у неё практически не было конкурентов.
XX церемонию отличало и то, что объявление номинаций не было разбито никакими песнями/танцами, она носила деловой характер, без политических заявлений и деклараций, которые любили делать в последние годы некоторые деятели театра. Лично меня поразила очень короткая речь кукольника из Пензы, получившего "Маску" за спектакль "Убить Кароля".
- Эта "Маска" будет упреком за те условия, в котором 20 лет живет наш театр - мы работаем и живем в комнате 56 метров, здесь, как говорится, без комментариев. Ситуация могла измениться в считанные минуты, если бы она прозвучала в виде вопроса во время вчерашнего общения президента с народом. Но кукольники не привыкли жаловаться.
В финале люстра все-таки не упала, но хор Большого театра "грянул" оду "К радости".