У него интересная биография: бывший партийный работник как никто оказался востребованным новым временем. А всё почему? Потому что набор профессиональных и человеческих качеств уникальный. При советском режиме, при его жестком идеологическом прессинге культуры, Валерий Иванович помогал многим выстоять, выжить. Олег Ефремов, Юрий Любимов и его Таганка, например. Это сейчас легко быть смелым: социальные сети в считаные минуты делают героев, которые на деле не герои, а коммунальные крикуны. А тогда, в 70–80-е, когда в помине не было никакого Интернета, отстаивать запрещенные спектакли, помогать опальным мастерам было рискованно. И он рисковал, умея невероятным образом лавировать между руководством, идеологическими установками.
С наступлением нового времени многие, если не сказать, практически все из «системы» канули в небытие, заслуги их обесценились. А вот Шадрин… Новое время как будто ждало его и призывало. И сегодня его имя в мире ассоциируется с самыми масштабными международными проектами, родившимися еще в 90-е. «Орестея» с Петером Штайном 20 лет назад — это похоже на захват, театральную оккупацию Театра армии. Восьмичасовой марафон, древнегреческая трагедия на российских подмостках, новые звезды — Евгений Миронов, Елена Майорова, Татьяна Догилева.
Фестиваль имени Чехова — сегодня его знают в мире как самый крупный российский театральный фестиваль. Масштаб ему Шадрин задал сразу же, пригласив в Россию истинных художников с громкими именами — Стреллер, Штайн, Уилсон, Пина Бауш… И каждый следующий фестиваль только добавлял новые фамилии в послужной список Чехов-феста. Если бы не Шадрин, то неизвестно, когда бы мы увидели и восхитились театром Мэтью Буорна, Деклана Доннеллана, Робера Лепажа, Даниэля Финци Паски, Ромео Кастеллучи, Тадаши Сузуки, конечно же, конным театром «Зингаро» Бартабаса, Важди Муовада и других ярких мастеров. Но при этом Шадрин оказался не просто эффективным менеджером, талантливым управленцем. Он был и остается мечтателем, умеющим реализовывать невыполнимые для многих задачи.
Задумал Русский сезон в Авиньоне — сделал. Захотел Японские театральные сезоны — реализовал. Первым начинает делать копродукции с европейскими театрами. Первым прокладывает дорогу международным проектам в регионы. Идея и исполнение — Шадрина и его уникальной команды. Так и хочется попросить автора на сцену. Только он не из тех, кто любит выходить, кланяться и купаться в овациях. Довольно улыбаясь, любит, когда это делают другие.
Кажется, что два слова сопровождают его жизнь — «самый первый» и «делает». Безусловно, он человек дела и при этом — слова; все знают: раз Шадрин сказал — значит, сделает. Как в старые времена на Руси, когда не требовалось никаких бумаг, достаточно только слова и репутации.
«МК» поздравляет Валерия Ивановича с юбилеем и желает сил, здоровья, мечтать и держать масштаб.