В Театре Моссовета шум, блеск, гул и гвалт — артисты встретились после летнего перерыва. Визги, писки, объятия — не труппа, а настоящая семья. Ольга Кабо в праздничном голубом костюме — и не зря. В театре куча радостных событий — прибавления у артистов, дни рождения, юбилеи... Незаменимый Палосич — худрук Павел Хомский — негромко усмехается:
— Наш театр высоко несет знамя демографии...
Но кроме радостных дат есть и трагические — недавно театр проводил в последний путь молодого режиссера Александра Суворова.
Хомский переводит разговор в рабочее русло — у театра грандиозные планы на новый сезон. Первой премьерой станет спектакль «Опасные связи» по пьесе Кристофера Хэмптона. За основу английский драматург взял один из самых популярных романов XVIII века Шодерло де Лакло.
— Оформление уже готово, скоро выходим на сцену, — радуется Хомский, и не без оснований — ведь пьесу ставит он сам. Роль коварной маркизы де Мертей репетируют аж две звезды — Ольга Кабо и Ирина Климова. В постановке будут играть и стар и млад — от Ирины Карташевой, старейшей актрисы театра, до только принятой в труппу Юлии Хлыниной. Другую многообещающую премьеру поставит Юрий Еремин. «В случае убийства обращайтесь…» — английская пьеса, по которой снял фильм Хичкок. В Моссовете детектив обыграют Гоша Куценко, Дмитрий Щербина и Евгения Крюкова.
Театр продолжает и еще один «задел», начатый погибшим Суворовым. Работу над его неоконченной постановкой «Машенька» по Набокову подхватит его однокурсник Иван Орлов. А Александр Яцко, знаменитый артист с режиссерским опытом, уговорил руководство на классику — он поставит «Горе от ума».
Но это еще не все — в Моссовете, как и в других столичных театрах, переходят на контрактную систему. Совсем не радостное известие — закон о переаттестации в театрах поднял много шума. Секретарь Союза театральных деятелей Евгений Стеблов спешит ободрить артистов: «Никаких конкурсов и аттестаций не будет. Просто руководство будет перезаключать контракты, а с кем и как — уже их личное дело».
Чуть позже распахнет двери и Театр им. Пушкина.
— Радости закончились, — строго сообщает худрук Евгений Писарев. И сразу — о работе. Гастроли в театре начались еще до начала сезона на фестивале «Реальный театр» — там показали постановку «Добрый человек из Сезуана». Работа плотная ждет и в Москве — сезон откроют в филиале многострадальным спектаклем «Две дамочки в сторону Севера». А уже в октябре выйдет постановка Елены Новиковой «Песня о силе».
— Необычный спектакль, этакий стори-теллинг (новое для нас слово), додумывается прямо по ходу игры, — рассказывает худрук.
Совместно с английским театром Пушкинский вспомнит о грядущем юбилее Шекспира и покажет спектакль «Мера за меру». Но это не единственный юбилей — следующий год станет столетием Пушкинского, поэтому Писарев обещает организовать серию встреч и вечеров с артистами и для артистов. Новый 2014 год в театре начнется с постановки молодого, но уже известного режиссера Тимофея Кулябина «Машиналь».
Вообще новый сезон запускает в театре череду провокационных спектаклей. Весной выйдут «Кошка на раскаленной крыше» Антона Маликова и «Престол благодати» Олега Тополянского. Кстати, «Кошку...» впервые представят в новом переводе, без цензуры и купюр.
— Ее уже ставил Гончаров, она и так удивляла откровенностью и остротой, а уж теперь в связи с совершенной нетерпимостью она становится очень важной, — убежден Писарев. Сам он в апреле поставит «Женитьбу Фигаро» с Сергеем Лазаревым в главной роли. Затея опасная, если учесть, что по соседству — в МХТ у Табакова и «Ленкоме» у Захарова — не один год с успехом идут свои «Фигаро».
Ну и, наконец, Пушкинский готовится на будущий год к ремонту, а пока там заботятся об актерах — переоборудовали столовку в актерское кафе, поменяли зарплатный банк. Создают настоящий театр-дом — живи не хочу. Только не сбегай в другие театры и богатое кино.