— Саша, у вас были сомнения — продолжать ли играть дальше?
— Сомнения, конечно, были. Изначально об этом не думалось вообще, но потом мы поняли, что если сейчас бросим друг друга, то шансов собраться вместе у нас уже не будет, поэтому твердо решили продолжать играть. Мы не знали, не понимали, что будем делать, но нужно было занять себя чем-то.
— Почему вы выбрали именно песню «Северный флот» в качестве названия группы сейчас?
— Это было первое, что пришло в голову, потому что это абсолютно Мишина тема, последний год он этим бредил. «Северный флот» — символ ватаги на драккаре. Миша нас часто ассоциировал с ней, с собой во главе. И нам нравится, как звучит это сочетание.
— С каким материалом вы будете выступать в туре «Прощание»?
— Мы сейчас довольно плотно работаем над новыми песнями. Изначально следующий альбом планировался в духе бунта на корабле: например, я делаю прямо на репетициях рифы, а Миша на них что-то поет. Он должен был принести наброски из дома, но не успел и не записал ничего. Так что мы сейчас будем делать мой материал. У нас уже есть готовые «эскизы» шести-семи песен. Эти дни мы с утра до вечера проводили в очень продуктивных репетициях. Больше ничем сейчас не хочется заниматься. Только работать. Мы будем стараться, чтобы получилось хорошо. В последнее время Миша давал мне советы по делу, как, например, сделать мелодичнее припев. Я буду вспоминать его советы. И это будет однозначно тяжелое звучание, я не умею делать мягкую музыку.
— Вы будете играть старые хиты, которые поклонники явно будут просить вас исполнить?
— Мы не будем ждать, чтобы они просили. Понятно, что всем это надо. Мы пока еще не согласовывали некоторые моменты, нам надо поговорить с Андреем Князевым, все-таки он автор многих текстов. В любом случае мы, конечно, будем включать в программу многие хитовые песни — «Северный флот», «Анархист», «Вампир», потому что нам самим нравятся эти вещи. Для нас самих было бы ударом, если бы нам больше никогда не пришлось их сыграть.
— Есть ли вероятность, что Князь (Андрей Князев. — Прим. Н.М.) вернется в группу или будет периодически присоединяться к вам на выступлениях?
— Это пока не обсуждалось. Мы просто решили для себя, что будем двигаться дальше. Если Андрей изъявит свою волю обсудить возможное сотрудничество — конечно, мы готовы и открыты. Но все понимают: он отдал дичайшее количество энергии и сил своему проекту, у него есть определенные обязательства перед своими ребятами, достаточно плотный гастрольный график. Кроме того, мы же не коммерческий проект, нам должно быть комфортно всем вместе. Совместные гастроли — это тяжелый психологический труд, люди притираются друг к другу, очень важно здоровое общение. Последнее время мы провели изолированно от всех, нам особо не хотелось ни с кем общаться. Что будет дальше — время покажет. Конечно, для подавляющего большинства фанатов и для нас Князь, несмотря на уход из группы, совершенно заслуженно является не просто частью «Короля и Шута», но и человеком, создавшим концепцию наших сказок и собственно мир под названием «Король и Шут» в текстах песен.
— А у зонг-оперы «TODD», проекта, сделанного Михаилом совместно с группой в прошлом году, будет продолжение?
— Дело в том, что, хотя это Мишин авторский проект, в нем принимает участие гигантское количество людей. Это продукт совершенно другого уровня. Очень многое зависит сейчас от решения продюсеров, которые вложили в него кучу денег, времени и сил. Это был изначально экспериментальный проект, и он таким остается, как решит администрация, так и будет. В любом случае есть аудиозапись, и мы всегда будем играть на концертах несколько песен из «Тодда», потому что это великолепная музыка. Думаю, что мы будем играть и песню «На краю», и «Счастье». Конечно, если говорить о мастерстве и об искусстве, для нас как для группы «TODD» — это вершина в нашей карьере, поэтому мы всеми руками за то, чтобы он продолжался, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы было так. Другое дело, что Миша был профессионалом, он играл на разрыв, и кем-то заменить его в главной роли будет очень сложно.