Ну, во-первых, собрались все первые лица — Мацуев, Шалашов-старший, Соколов (ректор МГК), Ролдугин, Гантварг (ректор питерской консерватории), Башмет, глава телеканала «Культура» (за ними — трансляция финала), разумеется, министр культуры г-н Мединский etc. Решили «проговорить» болевые точки грядущего конкурса, слегка критикуя смотр прошедший... Уже точно известно, что КЧ пройдет с 15 июня по 3 июля, как и прежде, в двух городах — Москве (пианисты и скрипачи) и Питере (виолончелисты и вокалисты), — маэстро Гергиев объяснил это тем, что жизнь самого Петра Ильича была тесно связана с двумя столицами, ну а кроме того, не пропадать же добру (от себя заметим) — трем мариинским залам.
Дальше в повестке — вопрос о постоянной дирекции. Можно сказать, что он решен положительно: отныне никто не будет неожиданно пробуждаться каждые два с половиной года — «Ба-а, очередной конкурс на носу! Где деньги? Кого в жюри?». Как юрлицо создадут особую постоянную дирекцию вроде той, что существует при «Золотой маске», — работа ее станет круглогодичной, ну а кто возглавит сие предприятие — вопрос открытый.
Теперь важнейший вопрос о попадании участников на конкурс. Раньше все присылали свои DVD, так вот Гергиев был крайне недоволен качеством иных дисков, которые писались чуть ли не на кухне, среди кастрюль со щами и грязными тарелками. «Они, может, замечательные пианисты, но качество звука такое, что смотреть это было просто невозможно…» Так вот, Валерий Абисалович предложил ни много ни мало — живое прослушивание желающих попасть на КЧ, причем не только в России, но и в Северной Америке, Европе и Азии. Шалашов было заметил, что это потребует значительного увеличения бюджета, но Ольга Юрьевна всех успокоила, что волноваться не стоит.
Ясно главное: российских участников будут готовить «на полную катушку», чтоб ни один случайный-проходной не попал — против иностранцев будет выставлена практически олимпийская сборная лучших из лучших. На это Петер Гроте, входящий в оргкомитет как арт-директор Kawai Music Instruments, заметил, что иностранцы и так боятся «сильных русских», понимая, что шансы у них малы (в прошлый раз, например, не было ни одного представителя Британии!), а если еще продекларировать особый отбор...
Короче, принцип попадания вызвал целую дискуссию, министр Мединский как мог пытался лоббировать свободу волеизъявления, чтоб человек без каких-либо препон мог просто прислать DVD, но Ольге Юрьевне очень понравилась схема создания особых бюро в разных регионах, которые, что называется, «на местах» отобрали бы для КЧ необходимое число участников по четырем специальностям. В итоге вопрос так и остался открытым, потому что, по сути, получается полноценное соревнование еще до соревнования основного... кроме того, до 2015 года времени на организацию всех этих представительств в Пекине, Нью-Йорке, Токио, Вене остается все меньше и меньше (тем более еще Олимпиада).
И главное: Гергиев заявил, что «Чайковский» уже вышел на такой уровень авторитетности, что имеет право задавать в мире тон — мало ли что самые ведущие смотры еще не перешли на открытую систему голосования? А мы перейдем! Его поддержал и Ролдугин. Но усомнился Шалашов: «Мир музыки очень тесен, все друг друга знают, и мало кто захочет открыто афишировать свое мнение». Однако большинство, похоже, склонится к предельно прозрачной (по принципу «да—нет») системе, отбросив используемый на прошлом КЧ, сложный математический расчет-ребус, вызвавший кучу нареканий. В общем, разошлись на том, что до 1 февраля всем участникам надлежит определиться по основным вопросам. Времени — в обрез.