МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Глобус пропили без Хабенского

Московский театр оперетты звезды брали штурмом

В Московском театре оперетты прошла XXVII торжественная церемония вручения Национальной кинопремии «Ника» по итогам 2013 года. Его вход так активно штурмовали кинематографисты, что это напомнило, по меткому замечанию кинорежиссера Павла Чухрая, очереди в ГУМ времен СССР, когда «выбрасывали» в продажу румынские сапоги.

Герои дня: Алексей Зубарев, Александр Велединский, Елена Лядова. Фото: Геннадий Авраменко

Только в полночь началось вручение главной награды за лучший фильм, которым признан «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Церемония, как обычно, длилась более пяти часов. И как всегда отец-основатель премии и главный ведущий мероприятия Юлий Гусман добивался от собравшихся подобающих случаю улыбок, громких аплодисментов, учил нас радоваться за коллег и рассказывал о службе в войсках ПВО.

Предваряя награждение, президент «Ники» Андрей Кончаловский сказал: «Для многих собравшихся здесь кино является жизнью. Благодаря ему мы зарабатываем деньги на жизнь, пытаемся выразить себя. Какой-то мудрый человек сказал, что для тех, кто чувствует, жизнь — это трагедия, а для тех, кто думает, — комедия. Попытаемся быть сегодня думающими людьми». Кончаловский вспомнил слова великого и ужасного Хичкока, которого донимала вопросами актриса Ингрид Бергман. Он долго слушал, а потом произнес: «Милочка, это всего лишь кино». Сослался президент «Ники» и на другого мудреца, уверенного в том, что искусство — единственное доказательство существования Бога. Андрей Кончаловский имел полное право на такие заявления. Его собственная жизнь переполнена трагизмом, какой кино и не снился. Он закончил новый фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», ставит спектакли, а душа его разрывается от переживаний за дочку. Вот уже полгода после автокатастрофы она находится под присмотром врачей в марсельской клинике.

Звезды «Оттепели» Виктория Исакова и Анна Чиповская. Фото: Геннадий Авраменко

Мы разговариваем с кинорежиссером Александром Велединским в фойе, еще не зная, что он станет триумфатором, а его фильм «Географ глобус пропил» будет удостоен не только главной «Ники», но и статуэток за режиссуру, за лучшие мужскую и женскую роли — отсутствовавшему Константину Хабенскому (географу, который, собственно, и пропил глобус) и Елене Лядовой, за лучшую музыку к фильму, написанную Алексеем П. Зубаревым. У Саши тоже трудные времена. Режиссерская профессия стоит второй в инфарктном списке. У Велединского, слава богу, дело до этого не дошло, но полежать в больнице пришлось. Он слишком много работал, переживал за свою картину, боролся за право показа ее полной версии с продюсерами, которые теперь вместе с ним получали награду (среди них и Валерий Тодоровский, до сих пор уверенный в том, что короткий вариант лучше).

Федор Бондарчук и Иван Ургант. Фото: Геннадий Авраменко

— Сегодня ровно сороковой день, как у меня был первый приступ, — говорит Александр Велединский. — Призы важны, они позволяют открыть те двери, которые были для тебя закрыты, и добиваться права снимать то кино, которое ты хочешь. У нас уже была «Ника» за сценарий фильма «Живой». Я ценю эту старейшую премию.

— А не обидно, когда говорят, что вы сняли «папино кино»?

— Нет. А что такое «папино кино»? Это фильмы Петра Тодоровского, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Михалкова советского периода, Романа Балаяна. Если нас сравнивают с таким «папиным кино», то это чудо.

— А как же «задрав штаны бежать за комсомолом»?

— Мы и бежим. Так получилось, что «Географ глобус пропил» любят и молодые, и те, кто предпочитает «папино кино». Последнее, кстати, и молодые признают. Пять лет, пока у меня не было работы, я мониторил обстановку в Интернете и все пытался понять, какой же фильм хотят видеть зрители, особенно молодежь. Я в то время еще верил, что именно она делает кассу. Но это не так. Кассу делают люди среднего возраста. Все хотят смотреть кино про себя, и при этом доброе. Можно его называть папино, мамино или тетино — какая разница? Я вообще обожаю кино 20-х годов, Абрама Роома. Он-то кто? Можно в рамках традиции быть вполне современным. Я не говорю — новатором. А вот современным — вполне.

Елена Лядова с крылатой богиней Победы в руках рассказывала на телекамеры о том, как будет отмечать свой триумф: «Водой без газа и томатным соком».

Спрашиваю ее: не страшно ли было не получить «Нику»? Говорит, что не страшно.

— Вы вообще не волновались?

— Волновалась. У нас профессия тщеславная. Нам нужно признание в виде подарков и призов.

— Сложной была работа с Александром Велединским?

— Нет. Он мой хороший товарищ и интересный режиссер. Мы работали душа в душу. Все время я отдавала фильму.

Награду в номинации «Лучший документальный фильм» получила «Труба» Виталия Манского. В анимации лидировал полнометражный мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии и Татьяны Ильиной. Сам Георгий Николаевич не смог прийти на «Нику», поскольку плохо себя чувствует. Он обратился к собравшимся с кратким видеообращением, уложив его буквально в три фразы, и попросил у коллег похвалы, которую любит.

Впервые «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» отметили не персонально кинематографиста, а организацию — ВГИК им. С.А.Герасимова, отмечающий 95-летие. «Нику» ректору Владимиру Малышеву вручал Федор Бондарчук. Тем самым организаторы обеспечили явку на церемонию еще одного главного претендента на награды. Иначе на «Нике» присутствовал бы один Александр Велединский. Не думаю, что он знал заранее о том, что победит. Но каким-то таинственным образом кинематографисты всякий раз выведывают информацию о победителях и не приходят, если их нет в наградном списке. Правда, появился на церемонии еще и Жора Крыжовников, чья комедия «Горько!» входила в пятерку фаворитов. Сам он отмечен наградой «Открытие года». «Сталинград» принес награды звукорежиссеру Ростиславу Алимову, художнику-постановщику Сергею Иванову и художнику по костюмам Татьяне Патрахальцевой.

Юрий Быков, чья картина «Майор» фигурировала среди претендентов на лучшую режиссерскую работу, победил в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». А Юрий, постоянно порывающийся уйти из кино, теперь пришел в состояние шока. Именно актерской профессии он когда-то учился. А Наталья Фатеева отмечена призом за лучшую женскую роль второго плана в картине «Летящие по ветру листья», поставленной Валерием Харченко по мотивам произведения Анатолия Приставкина. Она сыграла русскую женщину с Кавказа с прозрачными искристыми глазами. И не верила в то, что получит награду. Имея за плечами десятки киноролей, Фатеева призов не получала. И теперь «Нику» за нее вручили Валерию Харченко, которого поклонники благодарили за «Афоню», приняв то ли за Леонида Куравлева, то ли за сценариста Бородянского.

«Роль» отмечена за лучший сценарий — Константина Лопушанского и Павла Финна. Написан он 33 года назад, и только теперь стало возможным его поставить.

Спецприз Совета киноакадемии «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» получил Валерий Тодоровский за многосерийный фильм «Оттепель». Вручал награду Иван Ургант, продемонстрировавший дух свободы, свойственный этой картине. Он закурил на сцене и смело показал на экране самого себя голышом. Это был перл! Валерий Тодоровский, принимая награду, говорил о том, что и на телевидении можно делать вполне художественные вещи. Признался, что снимал очень личный фильм, привнеся в него все то, что получил от общения с родителями: «Отец этого фильма не видел, а мама — в зале. Прошу ей похлопать». «Показывать фильмы о врачах врачам нельзя, — считает Тодоровский, — но кинематографисты посмотрели наш фильм и меня не распяли».

Сразу два лауреата лидировали в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Украинская «Хайтарма» Ахтема Сейтаблаева — первая игровая картина крымских татар. Ее название в переводе означает «Возвращение». Как рассказал режиссер, в съемочной группе было только четыре крымских татарина, остальной состав оказался интернациональным. «Пусть у всех нас в жизни будет хайтарма и добрые соседи», — пожелал кинематографистам Ахтем Сейтаблаев. Сергей Гармаш представлял второго лауреата в этой номинации и вспоминал о том, как долго снималась литовская картина «Экскурсантка» Андрюса Юзенаса, где он сыграл эпизодическую роль.

Лауреатом «Ники» в номинации «Честь и достоинство» стал Владимир Зельдин, которому в феврале будущего года исполнится 100 лет. С 1941-го он работает в Театре Армии, который и приветствовал его знакомыми мелодиями из спектакля «Давным-давно», где Зельдин и сейчас играет Кутузова. А сам герой дня пел, пританцовывая и не думая о возрасте.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах