Если говорить по существу, то это большой вопрос, кто, собственно, у нас лидер. Как говорится, не в деньгах счастье, был бы качественный результат. К сожалению, нынешняя политика в области кино часто ориентирована на сиюминутные вещи, а не на создание «золотого фонда» кино. На средства фонда претендовало 55 проектов. Экспертный совет под руководством Леонида Верещагина — продюсера фильмов Михалкова и «Легенды №17» — оценивал, кто же достоин госфинансирования.
Каждому из участников отводилось несколько минут на представление проекта. Известные актеры и режиссеры как дети робели перед высокой комиссией. Актер Андрей Соколов рассказал о своем режиссерском видении «Последнего идола», о том, какие «ярчайшие до кончиков пальцев характеры» выписаны в сценарии. Воплотить их предстоит Марине Нееловой, Евгении Симоновой, Александру Сирину. По словам Соколова, это будет «Вишневый сад» 100 лет спустя. После кончины высокопоставленного чиновника его вдову (Марина Неелова) пытаются выселить с дачи, которая для нее все равно что вишневый сад для чеховской Раневской — сама жизнь. Эксперты заметили, что слишком много денег он просит, история-то камерная. Наталья Бондарчук представляла уже отснятую детскую сказку «Тайна Снежной королевы», причем в англоязычной версии, хотя будет и русская. Так что Бондарчук пришлось выступить еще и в роли переводчика-синхрониста, что выглядело забавно. В картине она сыграла представительницу народа ханты, которая воспитывает Кая и Герду. Снимали в Лапландии, за Северным полюсом. Мать и отца сыграли Валерия Ланская и Иван Бурляев, Снежную королеву — Анна Снаткина, главную разбойницу — Анна Ардова, короля — Дмитрий Харатьян. На роль Андерсена был приглашен австрийский актер Карл Маркович, снимавшийся в оскароносных «Фальшивомонетчиках». Оленей, ворону-клептоманку, которая тащит все, что блестит, сыграли актеры, как в старые добрые времена. Животных не задействовали. Фильм выпустят в 1500 копиях. Запрашиваемые у государства деньги необходимы на озвучание, компьютерную графику. Сергей Никоненко намерен экранизировать рассказы Шукшина. Сам он на презентации проекта «Охота жить» не присутствовал, поскольку гастролирует в Калининграде. Десять лет назад он уже осваивал Шукшина, снял фильм «А по утру они проснулись».
Сразу три проекта представлял «Ленфильм», причем очень грамотно. Сергей Снежкин в «Контрибуции» попытается ответить на вопрос, что же «случилось с Родиной и с нами», как пел Юрий Шевчук, в 1917 году. Это не эпохальный проект, а анекдот о похищении бриллиантов. Главный редактор «Ленфильма» Светлана Кармалита, верная спутница жизни Алексея Германа, сказала, что сценарий написан замечательным языком, что бывает редко. В общем, прошло 90 лет с момента окончания Гражданской войны в России, а никто не помнит об этом. Юрий Мамин защищал сразу два проекта — «Радость любви к Джойсу» и «Окно в Париж, 20 лет спустя». В создании первого дал согласие поучаствовать мультипликатор-оскароносец Александр Петров. Представленный на защите ролик кому-то мог показаться странным — с кадрами из фильмов «Летят журавли», «Застава Ильича». Но надо знать Мамина и его причудливый талант, чтобы поверить и оценить замысел. «Радость любви к Джойсу» будет поставлен по книге Елены Вертловской, жены переводчика Игоря Романовича, переводившего главный роман ирландского гения «Улисс» на русский язык. Проектом заинтересовались в Ирландии, но хотелось бы получить приоритетное финансирование в России. В новом «Окне в Париж» молодая героиня-мулатка выйдет в окно, которое приведет ее в Санкт-Петербург. А во Франции мы увидим пьяный банкет новых русских на речном трамвайчике и прочие нелепицы. Новый Париж разочарует учителя Чижова. Надо отдать должное «Ленфильму» — свою марку он держит и, по словам Кармалиты, намерен не только привлекать зрителя, но растить его. Это авторский проект, и он не может выходить в 200 копиях, зато долгоиграющий, нацелен на создание фильма, способного пополнить «золотую коллекцию» «Ленфильма», по словам его руководителя Эдуарда Пичугина.
Юрий Мамин, режиссер таких фильмов, как «Праздник Нептуна», «Фонтан», «Окно в Париж», ответил на наши вопросы сразу после защиты.
— Как вы будете снимать сразу два фильма?
— Если я снимаю один фильм, вступаю в монтажно-тонировочный период, то могу приступить к режиссерскому периоду второй картины. Самое главное — хорошие помощники, талантливые люди рядом с тобой. Операторы должны быть разные, поскольку это разные по стилю проекты. «Окно в Париж, 20 лет спустя» предполагает динамику, экшн, а «Радость любви к Джойсу» — выразительность и художественность кадра. Хотим проехать по стране — в лучших традициях «Ленфильма», поискать свежие лица, а не приглашать медийных актеров.
— Если бы презентация была анонимной и мы не знали, что это ваш проект, можно было бы его «закрыть». Но понимая, что он ваш, следовало бы тут же выписать чек на нужную сумму.
— Каково будет наше с вами удивление, когда проект не будет одобрен. Деньги потратили на мейджоров, которые представили в основном слабенькие проекты. Осталась копейка на драку. А на драке участвует 55 проектов. Денег не хватит даже на половину. По слухам, осталось полмиллиарда рублей. Это для кино мало. Сама идея фонда порочна. Нельзя гнать 55 проектов. Я увидел, как сегодня их защищали, как школьники на уроке. Пришли какие-то двоечники. На дурака пришел, авось дадут. Вся страна так живет. Лишь бы что-то получить, а дело — это второстепенно. У людей нет амбиций, желания сделать лучший фильм, который остался бы в истории. Люди хотят только денег и предпочитают тратить время только на то, что приносит заработок. Я не научился так жить.