МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Говорухин снял гениальное детское кино

И считает, что «Гарри Поттер» ему в подметки не годится

Станислав Говорухин отправился в Одессу, где на время переквалифицируется из режиссера и актера в художественного руководителя. Под его надзором два молодых режиссера приступают к съемкам двух разных детских фильмов. Андрей Силкин экранизирует книгу Маши Трауб «Дневник мамы первоклассника». Причем в главной роли снимается Светлана Ходченкова, чья карьера началась десять лет назад со съемок как раз в Одессе в фильме Говорухина «Благословите женщину» (Силкин на том проекте работал вторым режиссером). Второй – дебют Ольги Беляевой «Темная комната». Приключенческая сказка о путешествии во времени.

Фото: Геннадий Черкасов

- Станислав Сергеевич, вы думаете о том, как современных детей, разбалованных «Гарри Поттером», привлечь скромным фильмом про маму первоклассника?

- Давайте исходить из того, что мы сняли просто гениальное детское кино.

- Гениальное?

- Да, условно. Такое кино, которому «Гарри Поттер» и в подметки не годится. И что? И как это гениальное кино донести до зрителя? Вот в чем беда-то. Я участвовал, например, как артист в замечательном, лучшем фильме последних десяти лет, «Радости и печали маленького лорда». Но кого ни спрошу, никто его не видел. Дети тем более.

Между детским кино и детьми-зрителями сегодня такая куча посредников в виде прокатчиков, кинотеатров, что практически оно до них не доходит. Прокатчики не хотят показывать, потому что билеты должны быть дешевыми на детские сеансы. Телевизионщики не хотят, потому что рекламу нельзя давать в это время. Сплошная безнадега.

- И как вы будете решать эту проблему?

- Если бы мы знали… Мы просто выполняем свой долг перед юным зрителем, а дальше это уже забота министра культуры, президента, руководства государства. Если, конечно, они хотят, чтобы дети воспитывались на собственном кинематографе, а не на всяких «Шреках».

- А если отвлечься от проката, с каким настроении вы начинаете работу?

- У нас всегда хорошее настроение. Я по собственному опыту знаю, что с детьми работать приятнее. Мне же немножко приходилось снимать детские фильмы. В основном, конечно, классику: «Жизнь и удивительные приключения Робинзон Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта». Всегда это очень интересно. Когда режиссер снимает детский фильм, он и сам должен становиться немножко ребенком, что совсем несложно. Встать на его позицию, посмотреть его глазами будущее кино.

Но надо сказать, что из этих двух фильмов, над которыми мы начинаем работу – только один для детей и о детях. А второй – о детях, но и для взрослых в том числе. Причем взрослым должно быть даже интересней его смотреть. Это то, что снимается сейчас по произведению замечательной нынешней писательницы Маши Трауб, «Дневник мамы первоклассника». Она очень смешная, и все что там читаешь и чему умиляешься – все это очень похоже на то, что было с тобой и с твоими детьми.

Второй фильм, «Темная комната» – приключенческий, в добрых традициях старого советского кинематографа.

- Расскажите про Одессу. Это была ваша инициатива приехать сюда в экспедицию?

- Это объясняется финансовыми соображениями. Здесь снимать дешевле. Кроме того, здесь под рукой студия, где мы все работали, где нас хорошо знают. Так что сюда нас загнала смета. Но мы не сильно сопротивлялись. Попробуй-ка выехать и вовремя доехать на съемки в Москве. Попробуй организовать кадр на улице без машин. В Москве уже просто невозможно стало снимать, только на «Мосфильме» в павильонах.

- Еще у вас ожидается серьезный актерский состав.

- Это не от обилия средств происходит, финансирование у нас ничтожное. А потому что – ну взять хотя бы Светлану Ходченкову. Она снимается практически бесплатно. Из добрых отношений к съемочной группе. У нас играет и Витя Сухоруков, и Галя Польских, и Лена Яковлева. Много имен известных. Все они мамы, а некоторые уже бабушки. Поэтому, конечно, прекрасно понимают свою ответственность перед детьми. Такая у них профессия.

- А что в вашем понимании за профессия – художественный руководитель?

- Вот, например, артист, даже очень талантливый, но без строгого взгляда со стороны может наиграть такого, что смотреть будет противно. Да и молодому режиссеру он тоже не помешает – такой взгляд. Главная работа у нас была на подготовительном этапе, потому что все будущие просчеты заложены всегда на уровне сценария. Но я не брошу их и во время съемок. Если мне что-то не понравится, я не стесняясь об этом скажу. И потом, у меня же опыт – где-то что-то подскажу. Хотя, может, моя помощь и не нужна. Поскольку, например, рядом с Андреем Силкиным работает замечательный советский оператор Юра Клименко и художник Валентин Гидулянов, с которым я давно снимаю свое кино. Сейчас Гидулянов приехал от Михалкова, который заканчивает «Солнечный удар». Так что, думаю, Андрею Силкину будет полегче рядом с людьми опытными.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах